Свет ясный очень любит тьму, добро пожаловать на Матьма.ру

Дзёмонские венеры – японские символы плодородия

Венеры палеолита, женские статуэтки времен каменного века, обнаруженные на территории почти всей Евразии, широко известны, а вот подобные им японские символы плодородия — «Дзёмонские венеры» остались немного в стороне от общественного внимания. Дзёмонские венеры моложе своих евразийских родственниц, но столь же аутентичные и самобытные.

Оглавление

Период японской истории Дзёмон

Дзёмонские венеры названы в соответствии с историческим периодом, во время которого они производились.

Период японской истории Дзёмон датируют около 14000–1000 годами до нашей эры. До Второй мировой войны для определения периода Дзёмон также применялся эквивалентный термин «каменный век».

Во времена Дзёмон Япония была заселена охотниками-собирателями, которые достигли значительной степени оседлости и культурной сложности.

Период Дзёмон — это эпоха верёвочного орнамента. Слово Дзёмонбуквально переводится как «след от верёвки», так называют распространённый в этот период гончарный стиль, при котором глиняную посуду и фигурки украшали верёвочным орнаментом — путём вдавливания шнура в поверхность влажной глины.

Глиняные женские статуэтки догу

Японские глиняные женские статуэтки периода Дзёмон называют догу или «дзёмонскими венерами». Термин догубуквально означает «земляная фигура». 

Статуэтки догу происходят исключительно из периода Дзёмон, особенно из его второй половины, в следующий исторический период их уже не делали.

Догу изготавливали по всей Японии, но в восточной части их было обнаружено больше, чем в западной. По данным Национального музея японской истории общее количество найденных по всей Японии статуэток догу составляет около 15000 штук. 

Дзёмонские венеры сделаны из глины и имеют небольшие размеры, обычно от 5 до 30 см в высоту. Поверхность догу обязательно покрыта резным или верёвочным орнаментом.

Слева — догу конца периода Дзёмон (около 1000 года до нашей эры), Токийский национальный музей; справа — сувенир в виде дзёмонской венеры

Самые древние догу имеют плоскую форму и характеризуются отсутствием чётких контуров конечностей или лица. Первые объёмные и выразительные фигурки догу появляются в 3 тысячелетии до нашей эры.

Статуэтки догу с заострённой грудью и треугольной формы, музей Иседотай в городе Китаакита префектуры Акита, Япония

В зависимости от стиля исполнения догу можно выделить несколько их типов: плоские, цилиндрические, рельефные с ногами, с треугольными лицами, треугольным телом, с большими глазами в форме кофейных зерен.

Статуэтки догу конца периода Дзёмон (около 1000 года до нашей эры). Слева: фигурка из Метрополитен-музея, Нью-Йорк; справа: фигурка, найденная в районе посёлка Намбу префектуры Аомори, Токийский национальный музей.

Догу — символы плодородия

Дзёмонские венеры — это статуэтки, изображающие женщин с большим, возможно беременным, животом, с увеличенными бедрами, заострённой грудью. Многие статуэтки догу имеют узкую талию и широкие бедра.

Такие подчёркнутые женские формы с древнейших времён отображали идею плодородия и изобилия рождающего начала. Вероятно, так изображали Богиню-мать древние предки японцев.

Исследователи предполагают, что фигурки использовались в обрядах, связанных с культом плодородия. А также, что они играли роль амулетов-оберегов, устанавливающих связь человека с материнским началом природы.

Вся поверхность догу покрыта зигзагами, треугольниками, спиралями, полукружиями и кругами — это символы благодатной и преумножающей энергии Матери-природы.

Догу конца периода Дзёмон с большими, рассеченными пополам глазами в форме кофейных зерен. Слева: статуэтка с обломанной ногой, Токийский национальный музей; справа: обломанная в районе талии статуэтка с короной на голове, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Обряд обламывания статуэток

Множество статуэток догу было найдено в поломанном состоянии, например, без руки, ноги или всей нижней части тела. Археологи утверждают, что большинство из них были сломаны намерено.

Догу конца периода Дзёмон, обломанная в талии, с резным орнаментом, острой грудью и подчёркнутым пупком, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Вероятно, существовал некий обряд, при котором статуэтку специально разрушали. Японский исследователь Явата Итиро выдвигает гипотезу, что догу использовались в ритуалах, предназначенных для лечения физических недугов: после того, как недуг был церемониально перенесен на фигурку, разбивалась та её часть, которая соответствовала больной части тела человека, после чего глиняная статуэтка выкидывалась. Эта предположение могло бы объяснить, почему множество догу было найдено разбросанными вокруг или в кучах мусора, а не в могилах.

Практика обламывания женских статуэток в рамках неких обрядов имела место не только в Японии в период Дзёмон. Например, среди Венер палеолита из села Костёнки также встречаются сознательно разбитые в каменном веке фигурки без головы или ног. Такое же прослеживалось и на Кикладских островах, здесь в древности статуэтки могли полностью разбить или отламывали им какую-то часть.

Догу с обломанной рукой и акцентом на пупке, Мори-Шогун-Зука музей, город Тикума префектуры Нагано, Япония

Национальные сокровища Японии — 2 особые статуэтки догу

Из тысяч найденных статуэток догу пять были выделены, как особо значимые, и признаны национальными сокровищами Японии. Я расскажу о двух особо выдающихся из них: «Венера Дзёмон» и «Богиня в маске».

«Венера Дзёмон»

Первая статуэтка называется «Венера Дзёмон», её датируют средним периодом Дзёмон, то есть 3000-2000 годами до нашей эры. Она хранится в археологическом музее эпохи Дзёмон Тогарииси города Тино префектуры Нагано.

«Венера Дзёмон» представляет собой довольно крупную глиняную полую внутри статуэтку высотой 27 сантиметров и весом 2,14 килограмма. Она была найдена в почти идеальном состоянии, без обломов или сколов, тщательно отполированной.

Слева: статуэтка «Венера Дзёмон», 3000-2000 годы до нашей эры, археологический музей эпохи Дзёмон Тогарииси города Тино префектуры Нагано; справа — фотография из музея, показывающая как статуэтка была обнаружена при раскопках

«Венеру Дзёмон» нашли в 1986 году при раскопках археологического памятника Танабатакэ в префектуре Нагано. Неповреждённая фигурка лежала на левом боку рядом с юго-западной стенкой могильной ямы в центре раскопа. Помимо этой фигурки на памятнике Танабатакэ были раскопаны еще 44 догу, преимущественно в виде обломков.

Статус национального сокровища был присвоен «Венере Дзёмон» в 1995 году.

«Венера Дзёмон» с различных ракурсов, археологический музей эпохи Дзёмон Тогарииси города Тино префектуры Нагано, Япония

Форма Венеры Дзёмон напоминает беременную женщину: широкие бедра, выраженная ягодичная дуга, выдающаяся грудь и увеличенный живот.

«Венера Дзёмон» демонстрирует высокий уровень мастерства исполнения и чёткую геометрию формы. Её руки лишь символически обозначены, глаза отмечены вертикальными надрезами, голова сделана плоской наверху и головной убор, напоминающий шапочку, декорирован по бокам и сверху спиральными и круговыми линиями. Кроме того, в ушах у нее есть небольшие дырочки, которые, похоже, использовались для серёжек.

«Богиня в маске»

Вторая примечательная и тоже достаточно крупная глиняная статуэтка догу, причисленная к национальным сокровищам Японии, называется «Богиня в маске». Она была обнаружена в 2000 году при раскопках в местечке Накаппара возле города Тино префектуры Нагано, а признана национальным сокровищем в 2014 году.

«Богиня в маске» датирована первой половиной позднего периода Дзёмон, 2000–1000 годами до нашей эры. Высота статуэтки составляет 34 сантиметра, а её вес — 2,7 килограмма. Эта статуэтка названа так потому, что на лице у неё треугольная маска.

Слева — глиняная статуэтка «Богиня в маске», 2000–1000 годы до нашей эры, археологический музей эпохи Дзёмон Тогарииси города Тино префектуры Нагано; справа — фотография из музея, показывающая как статуэтка была найдена при раскопках с отломанной ногой

«Богиня в маске» была также обнаружена в могильной яме, её правая нога была специально отломана в древности. Маска на голове статуэтки представляет собой «женский» треугольник — направленный вершиной вниз. На теле нарисованы завитки, концентрические круги и узоры проходят по всему корпусу и рукам, особо подчеркивают пупок. На ножках нет узоров и они хорошо отполированы.

Руки «Богини в маске», также как и у «Венеры Дзёмон», выполнены довольно схематично, а крупным и округлым ногам явно придано большее значение. «Богиня в маске» показывает артистичность и особый стиль мастера или региона, для которого подобные статуэтки могли быть характерны. Маска на её лице могла нести символическое значение, и возможно, что подобные треугольные маски в этих местах могли одеваться не только на статуэтку, но и на человеческие лица при ритуалах плодородия.

Копии «Венеры Дзёмон», «Богини в маске» и другие артефакты периода Дзёмон на выставке в археологическом музее Тогарииси


 

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Самопознание.ру — всё о развитии человека и психологии в одном месте.

Матьма.ру
+7 929 823-38-99
звон Instagram, сообщ WhatsApp, Viber, Telegram
мы в Шарм-эль-Шейхе
пн-вс: 10-20 (мск)
love@matma.ru

Все статьи авторские, перепост статей полностью или частично разрешен с условием размещения в конце статьи прямой индексируемой ссылки на страницу оригинальной статьи.


Яндекс.Метрика

© 2011-2021 Матьма.ру · Любить всецело · 350031, Россия, г. Краснодар, п. Березовый, ул. Декоративная 1