От самых древнейших до современных образов Матери в Армении

Образы Матери в АрменииАрмения сегодня — христианская страна, в культуре народа которой религия занимает достаточно большое место и судя по всему так сложилось уже с намного более ранних времен. Армянская христианская церковь относится к древним восточным церквям, которые обособились от православия и католицизма еще в 451 году. Армянская церковь имеет свои особенности в догматике и обрядах. Армянские храмы очень просты в оформлении, стены храмов ничем не украшаются, есть только алтарь с иконой или несколькими иконами.

Мы посетили около пары десятков армянских церквей и очень удивительным было то, что на главном алтаре всех храмов была Богоматерь с младенцем на руках. И даже в главном храме Армянской церкви – в Эчмиадзинском кафедральном соборе на главном алтаре изображена именно Богоматерь с младенцем. Во многих храмах ее образ повторялся – это какая-то особенная армянская старинная икона, где Богородица в платочке на голове, но встречались и другие образы, тоже красивые и аккуратные, но почти всегда совсем другие, чем в православии.


Армянская Богоматерь в монастыре Хор-Вирап слева и в монастыре Севанаванк справа


Та же армянская Богоматерь в соборе Григория Просветителя в Ереване слева и картина из сувенирного магазина в Эчмиадзине справа


Слева — древний лик Богородицы из часовни в монастыре Хор-Вирап, справа — современный лик Богородицы из церкви Шокагат в Эчмиадзине

Это несомненного говорит о том, что в культуре армянского народа материнское начало имеет огромное значение, а культ плодородия был и есть очень силен. Богоматерь Мария стала наследницей тысячелетней культуры почитания плодородных сил природы-матери, в настоящее время она стала единым лицом многих предыдущих богинь-матерей различных религий, существовавших на территории Армении в разные годы.

От палеолита до бронзового века

Самые ранние археологические находки, которые свидетельствуют о почитании женского плодородия на территории Армении датируют возрастом в 10000 лет. Более ранних находок, как например «палеолитические венеры» Евразии, возраст которых 20000-40000 лет, на территории Армении не обнаружено.

Одним из древнейших женских образов Армении является скульптурный женский торс из Кзяк блура, относимый к 8-7 тысячелетию до н.э. Он довольно крупный — около 30 см в высоту. Темно-серый камень достаточно гладкий и без следов обработки. Торс даже кажется обкатанным природой, но слишком характерна сутуловатая осанка, свойственная ранним «венерам» палеолита. Его голова красивой формы чуть выдвинута вперед в соответствии со спиной и приспущенными плечами. Грудь не выражена, но не взирая на это, фигура не оставляет сомнений, что представлена именно женщина.


Женский торс из Кзяк блура, 8-7 тыс. до н.э., музей истории Армении

Женские статуэтки более позднего периода истории Армении – 4-3 тысячелетия до н.э. значительно отличаются по форме от торса из Кзяк блура. Эти женские статуэтки времен неолита сделаны плоскими – 1-1,5 см в толщину, такая уникальная форма похожа на отражение или тень реальности. Они преднамеренно безголовые, крайне схематичные. Ноги этих фигурок слегка расставлены и изображены не полностью, только выше колена. Руки только намечены, должно быть предполагается, что они разведены в стороны. Шея тоже предполагается, зато плечи красиво изогнуты.

Шея и распростертые руки создают конфигурацию креста. Живот не выражен, грудь в лучшем случае слегка округла, либо вовсе помечена концентрическими окружностями с точкой в центре. У большинства статуэток особо выделен треугольник под животом – символ материнства, при общей схематичности фигурок этот элемент явно указывает на важность этой части тела — источника жизни, плодородного начала. Фигурки не большие по размеру, 7-8 см в высоту, предполагается, что они могли служить защитными амулетами.


Глиняные женские статуэтки, 4-3 тыс. до н.э., музей истории Армении


Слева фигурка из обожженной глины из Мохраблура, справа статуэтка из Шенгавита; 4-3 тыс. до н.э., музей истории Армении

Двигаясь дальше в хронологическом порядке по истории Армении, следующим интересным женским образом является глиняный женский идол из городка Мецамор. Эта фигура сидящей женщины датирована 13-14 веком до н.э., она не очень большая — 15 см в высоту, но привлекает именно своей выразительностью и монументальностью.


Женский идол из Мецамора, глина, 13-14 век до н.э., музей истории Армении

В этом женском идоле продолжает действовать принцип минималистической скульптуры, но в отличие от женских статуэток неолита у этого женского идола есть голова с лицом, а тело чрезвычайно обобщено. Из керамического блока выступает только голова, без шеи, с запрокинутым плоским, даже вдавленным лицом, с огромным носом, начинающимся прямо там, где должен быть лоб. Выпуклое ожерелье с насечками охватывает подобие шеи, а под ожерельем прочерчен прямоугольный нагрудник.

С исходом неолита и энеолита, в эпоху бронзы на территории Армении роль женского тела стала уходить на второй план и сильно увеличилось число мужских изображений. Женские статуэтки бронзового века все же встречаются, они в основном миниатюрные около 7 см в высоту. Женщины изображаются с какими-то предметами в руках, сложно однозначно сказать, что это за предметы, может быть это кухонная утварь, типа пестов к ступкам, а возможно это ритуальный предмет, типа фаллического символа. Лица женских фигурок бронзового века вогнутые, с большим носом, выступающим вперед, с длинным подбородком. На голове у них архаическая прическа, дожившая до наших дней — тяжелые косы, которые обкладываются вокруг головы.


Женская статуэтка бронзового века, музей истории Армении

Судя по археологическим находкам, начиная с 12 века до н.э. в почитании культа плодородия в Армении стало придаваться большое значение мужскому началу. Ранее среди археологических материалов было значительно больше женских идолов и различных женских символов. А вот времена 12-9 веков до н.э. отличительны тем, что символом плодородия стало мужское начало в виде фаллоса, это были большие каменные идолы фаллической формы. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что фаллосы посвящались богине любви. При этом известно, что фигуры в форме фаллоса, как символа плодородия, были в почете именно у женщин, женщины подходили и терлись о фаллос, веря, что после этого у них появится плодородная сила.


Фаллические символы из Двина, 12-11 век до н.э., музей истории Армении

Емкость или женщина-сосуд

Еще один интереснейший древний женский образ, посвященный культу матери, это женщина-сосуд, то есть изображение женского тела в виде сосуда. По сути женское тело действительно являет собой сосуд, емкость, в котором зарождается и вынашивается ребенок. Сосуд наполнен живительными соками и является хранителем влаги, и подобно человеку, сосуд воспринимался как носитель и производитель жизни. Изображение женского тела в виде сосуда – это очень точный символ, передающий глубинный смысл в столь простой и понятной форме.

В музее истории Армении есть экспонат, который наглядно демонстрирует выражение женского образа в виде сосуда. Он представляет собой трехгорлый кувшин-кернос, округлая часть которого ритмично покрыта бугорками, ассоциирующимися с женской грудью в ее множественном выражении, так и хочется назвать их сосочками. По общей конфигурации сосуд напоминает человеческую фигуру с поднятыми вверх ручками, похожую на скульптуры трехчастных идолов из Кармир блура и Мецамора.


Слева трехгорлый кернос из Двина, 10-9 век до н.э., справа — трехчастный идол из Кармир блура, 12-11 век до н.э.; музей истории Армении

Как видно на фотографии, трехчастный идол из Кармир блура сделан крайне квадратно и угловато, на фоне мелкой пластики и бронзовых изделий того времени эта туфовая скульптура выглядит как знак, представительно и символично выражающий богиню-мать.

Трехгорлый кернос, покрытый бугорками был найден в Двине и датирован 10-9 веком до н.э. Это сравнительно поздние времена, потому что культовые сосуды, несущие в себе образ женщины-сосуда, находили в Армении на раскопках в Шенгавите, на побережье озера Севан и в других регионах и датировали их 4-2 тысячелетиями до н.э., но они не представлены в музее.

Одним из символов богини-матери в различных культурах является рог изобилия – это символ счастья и богатства, а по сути тот же сосуд или полость-емкость, которая может нести в себе живительную влагу. Сосуд в виде рога, конечно предшествовал таким культурным достижениям как освоение глины и металла, но именно рог изобилия мы видим зачастую в руках богинь-матерей различных народов.

Женский образ в объединении с сосудом оказался очень живуч в Армении, он продолжал бытовать и в средние века, и в наше время. В образе женщины выполнены традиционные в Армении солонки для хранения большого количества соли. Доподлинно неизвестно когда и где появилась такая форма солонок. Но исследователи предполагают, что такая форма обусловлена значительностью содержимого – соли. Ведь, соль как суть, придающая особый вкус и интерес любому понятию, рядом с которым она упоминается: «соль земли», «в этом вся соль» и т.п. В Месопотамии соль считалась чудодейственным средством, снимающим порчу. А в обычае армян сыпать соль на новорождённого, чтобы ему была свойственна острота ума и чувств, и чтобы ему сопутствовало благополучие.


Слева – солонка из деревни Еранос, музей истории Армении; справа – армянские солонки-сувениры на полочке в сувенирной лавке

Армянские традиционные сосуды-солонки крупные по размеру, они могут быть до метра высотой, с открытым чревом-погребком, в котором хранится соль. Они поразительно наглядно отражают идею плодоносящего начала, и в народе считается, что сулят дому богатство и приплод скоту. Как правило, их украшали символами плодородия. Например, солонка из деревни Еранос области Гехаркурник украшена накладным рельефом в виде треугольника с лунницей или рогами полумесяца. У нее маленькое личико с накладным носом, глазами и ртом, прорезанными щелками. На ушах массивные серьги или височные подвески, на предполагаемой шее ожерелье и три косички на затылке.

Эти солонки является примером коллективной памяти, передающейся из поколения в поколение. Подобные солонки и в наше время мастерицы лепят для собственного хозяйства, и исследователи утверждают, что такие солонки никогда не делались и не делаются на продажу. Сейчас можно встретить подобные солонки в сувенирных лавках, они небольшого размера – 10-15 см в высоту.

Женские образы Урарту

С 13 по 6 век до нашей эры на территории Армении было государство Урарту, также известное как Ванское царство. Государство Урарту имело свою религию, во главе урартских богов стоял бог Халди. Мужские божества в религии Урарту играли значительно большее значение, чем женские, но все же у большинства богов была супруга. Так женой главного бога Халди была богиня Арубани.


Бронзовая статуэтка богини Арубани, 8-7 век до н.э., копия из музея Эребуни

Богиня Арубани была довольно типичной богиней плодородия, которую часто изображали сидящей на троне, облаченной в облегающее платье до пят и покрывало. И платье, и накидка на всех ее изображениях декорированы многолепестковыми цветами-розетками, вписанными в квадрат. Такие розетки встречаются в различных культурах, их присутствие на том или ином объекте говорит об его отношении к какой-то богине-матери, а сами розетки считаются символом плодородия. Например, розетки в Двуречье свидетельствовали о посвящении богине Иштар.

Изображения Арубани имели широкое распространение и предполагают, что возможно богиня имела отношение к загробному миру. Также ее имя употребляется при строительстве и закладке садов, что может свидетельствовать о ее покровительстве растительному миру.


Золотой медальон с богиней Арубани и ее почитательницей, 7 век до н.э., из книги Б.Б. Пиотровского «Урарту. Древнейшее государство Закавказья»

Богиня Кубаба на барельефе с гранатом в руке и розетками на головном уборе, музей анатолийских цивилизаций, Анкара

Второй по влиянию бог в урартском пантеоне был бог Тейшеба, а его женой была богиня Хуба. Эта божественная пара Урарту тождественна с распространенными по всей Малой Азии богом войны, непогоды и водной стихии Тешуба и его жены богини-матери, властительницы небес Хебат. Предполагают, что прообразом богини Хебат стала обожествленная шумерская королева Кубаба.

Также не много известно и о третьей богине пантеона Урарту, супруге солнечного бога Шивини — богине Тушпуеа. Предполагают, что она была в облике крылатой женской фигуры. Урарты изображали богов обычно в образе людей, но в некоторых случаях можно усмотреть и остатки первоначального их образа – отдельные черты животных и птиц. Так богини, ранее изображавшиеся в образе птиц, могли сохранить крылья, а некоторые божества принимали вид фантастических существ с головами животных при человеческом туловище.


Бронзовый урартский котёл с изображением Шивини и Тушпуеа, музей анатолийских цивилизаций

Лунницы – защитницы

Символ плодородия богини-матери – лунница или рог полумесяца – встречается довольно часто в культуре Армении в разных исторических периодах.
Например, ношение на груди лунниц было распространено у урартской знати, возможно они играли роль оберегов. При раскопках урартских поселений находили бронзовые и золотые лунницы-подвески, украшенные розетками или птичками.


Слева — золотая лунница из Армавира урартского производства, 4-5 век до н.э.; в центре – серебряное украшение с лунницами 19 века из Ехегиса; справа – серебряное украшение с полумесяцем 19 века из Васпуракана; музей истории Армении

Лунницу в виде украшения или амулета можно увидеть на шее женского кремневого идола из Тавуша. Этот идол, хоть и датирован довольно поздним временем — 4-5 век нашей эры, но выглядит он довольно архаично: круглые глаза, нос прямоугольником, длинная плоская линия рта, волосы над лбом уложены елочкой-углышками, в середине пробор, а под лицом висит небольшая лунница.


Женский идол из Тавуша, кремень, 4-5 век, музей истории Армении

Амулеты-обереги для животных, которые использовались еще совсем недавно — в 18-19 веках в Армении, имели также форму полумесяца. Их одевали на шею или на рога домашних животных в целях защиты.


Деревянные лунницы-обереги для животных, 18-19 век, музей истории Армении

Языческие богини Армении

После падения Урарту на территории Армении началось формирование системы армянского язычества, которое полностью сформировалось к 4-2 веку до н. э. Армянское язычество, как и религия Урарту, было патриархальной направленности, то есть верховенство в религии было возложено на бога в мужском обличии. Тем не менее, поклонение богиням было крайне сильно.

Пантеон древних армян был синкретическим, местных богов почитали наряду с привнесёнными из греческих и персидских верований вкупе с древними культами, пережившими падение Урарту. Часто существовали две или три ипостаси одного и того же божества.

В 6-4 веках до н. э. главной богиней плодородия была богиня Астхик. Она почиталась матерью-покровительницей природы и богиней медицины. В более поздние времена она стала известна в народе как богиня любви и красоты, покровительница девушек и беременных женщин и ее стали соотносить с греческой богиней Афродитой.

В 3-1 веках до н. э. среди богинь на первое место выдвинулась богиня Анаит. Она возникла как результат слияния армянских верований и зороастрийской богини воды и плодородия Ардвисура Анахиты. Богиня Анаит как верховное женское божество считалась по разным источникам – женой, дочерью или матерью верховного бога Арамазда. Культ Арамазда также возник из слияния зороастрийского бога-творца Ахура Мазда с культом местных божеств. Позже богиня Анаит воплотила в себе греческую богиню Артемиду.


Беломраморная статуя богини Анаит или Астхик из Арташата, 50 см высотой, 2-1 век до н.э., музей истории Армении

Богиня Анаит пользовалась большим почитанием в Армении вплоть до расцвета христинства. Ей были посвящены многочисленные храмы по всей Армении, в которых стояли ее золотые статуи. Анаиту величали Золотой Матерью и Златорождённой. Она считалась покровительницей столицы Арташат, а затем и всей страны. За богиней упрочилась слава Великой Матери-богини — заступницы и кормилицы.

Сегодня известнейший армянский монастырь Хор Вирап, стоящий у подножья горы Арарат, находится на месте храма Анаит в древнем городе Арташате. Вполне закономерно то, что на месте храма Анаит сейчас стоит церковь Сурб Аствацацин — Пресвятой Богородицы – это центральный храм Хор-Вирапа.


Монастырь Хор-Вирап и образ Богородицы из его центральной церкви Сурб Аствацацин

При раскопках древнего Арташата были обнаружены многочисленные терракотовые женские статуэтки с ребенком на руках, их датируют 1-2 веком нашей эры, предполагается, что это изображение богини Анаит. Эти статуэтки по своей композиции представляют собой вполне сложившийся позднее иконографический тип христианской Богоматери Одигитрии.

Богини Астхик и Анаит олицетворяли собой практически одно и то же, производительные силы природы, любовь и красоту. В их ряд можно поставить и древнеармянскую богиню Нанэ. Богиня Нанэ также почиталась как богиня плодородия, но в ее культ было включено покровительство воинам. Ее изображали в одежде воина с копьем в руках, как греческую богиню Афину, в храмах богини Нанэ стояли греческие статуи богини Афины.

Астхик, Анаит, Нанэ вполне могли бы быть различными именами и ипостасями единой Великой Матери, источника плодородия, покровительства, красоты и мудрости.

Священным плодом богинь-матерей языческого периода Армении был гранат – символ плодородия, богатства и изобилия. В первые века христианства даже существовал запрет на изображение граната, а все доступные изображения уничтожались. Но со временем такая жесткость ушла и этот символ снова вернулся в культуру Армении и снова стал очень популярен. Сейчас изображение граната можно увидеть в Армении повсеместно и в церквях в том числе.


Гранаты в оформлении армянского храма

О богине Анаите армяне также помнят по сей день. Ее изображение было на 5000-й купюре старого образца, ныне вышедшей из обихода. В 1997 году Центральный банк Армения выпустил памятную золотую монету с изображением богини Анаит на лицевой стороне.


Денежная купюра с изображением богини Анаит


Анаит – название салона красоты в Эчмиадзине

Портакары – армянский дохристианский ритуал на беременность

С языческим периодом истории Армении связывают возникновение портакаров или как их называют «пупочные камни». Это ритуальные камни в Армении, связанные с культом богини земли, плодородия и материнства. Портакары были особенно почитаемы в Сюнике – южной области Армении.

Когда в семье не рождались дети, то женщину водили к пупочному камню. Согласно дохристианскому ритуальному обряду, женщина, желающая забеременеть должна была лечь или прижаться к поверхности камня своим голым пупком. В начале ритуала женщина должна была окурить камень благовониями, зажечь свечу и после этого приложиться на выступ камня. Как правило, в этом действе женщину сопровождали другие женщины семьи, участие мужчин в ритуале не приветствовалось.

Если в результате такого обряда рождался ребёнок, то на портакаре делался сакральный знак-отметина. Соответственно, чем больше подобных знаков на портакаре, тем мощнее считался портакар, и тем большей популярностью он пользовался среди населения.


Армянский ритуал на портакаре, 19 век


Портакар в 12 км к юго-востоку от города Сисиан

Раннее христианство

После принятия христианства в Армении в качестве государственной религии в 301 году поклонение языческим богиням-матерям трансформировалось в поклонение Деве Марии.

Раннее христианство в Армении характерно святыми изображениями на камне, не иконы или статуи с изображением святых, а именно резьба по камню на стелах или обелисках. Изображения Богоматери с младенцем на стелах был излюбленным сюжетом в раннеармянском христианском искусстве, так как этот образ был не новым для людей и абсолютно понятным.


Слева — Терракотовая статуэтка богини с ребенком из Арташата, 1-2 век; в центре — барельеф матери с ребенком, монастырь Агарцин, 13 век; справа – туфовая стела из монастыря Харабаванк, 4 век; Музей истории Армении

Внерелигиозные современные образы Матери

И вне религии культура Армении базируется на материнстве и семейственности, где Мать – любимый и важный центр любой семьи. Также, как и в Грузии, и в Индии, в Армении свою землю, свою страну видят и любят в женском обличии — Матери-Армении.

В Ереване памятник Матери-Армении возвышается над центром города, величественная, строгая женщина с мечом в руках – символ защиты и могущества армянского народа.


Мать-Армения в Ереване

А за городом Иджеван на холме стоит совсем другой памятник Матери-Армении – женственный и чувственный образ.


Мать-Армения возле Иджевана

В священном городе Эчмиадзин, в котором расположен кафедральный собор армянской церкви, на центральных улицах города нам встретились вот такие женские памятники:


Памятник изобильной матери, Эчмиадзин


Женщина в Эчмиадзине, очень похожая на индийскую богиню мудрости Сарасвати


Памятник чувственности и блаженства матери, Эчмиадзин

В Ереване или в других местах таких памятников мы не видели, а вот священный город поразил проникновенными женскими образами, осталось ощущение, что святость этого города очень женственна, как изобильная, мудрая и нежная Мать.

И в завершении еще 2 образа армянской Матери, это картины современных армянских художников, встретившиеся нам в нашем путешествии по Армении:


Материнские образы современных художников

На картине слева Мать показана столь же дикой и откровенно сексуальной, как на тех армянских плоских статуэтках 4-го тыс. до н.э. Картина справа несет благочестивый материнский образ, что и церковные изображения Богородицы.

Мы можем ощутить дикость Матери-природы в порыве шквального дождя и ветра, увидеть ее откровенную сексуальность в каждом цветочном пестике и тычинке. Ее сила так ясно выражена в мощных ногах лошади и уверенной походке тигра. При этом она столь же невинна, мила и нежна, как первые цветы весной или взгляд малыша-котенка. В природе нет деления на добро и зло, хищники не плохи и травоядные не хороши, в ее мире каждому есть свое место и применение, дополняющее и оживляющее общую картину. Мать-природа или Мать-Жизнь категорически изобильна и необычайно многогранна. Она вмещает в себя все, что существует и всему дает место и право на жизнь.

Дикость и необузданность Матери несет с собой ее творческие порывы, страсть к жизни и радость от нее, а также способность яростно защищать, оберегать, уничтожать препятствия. Если в обществе отрицаемы и подавляемы дикость и сексуальность, если они стали неприличны, то в нем становится душно, скучно, сухо, слишком серьезно, а живой креативной мысли просто негде прорасти. Естество жизни оно искрящееся и радостное, и оно всегда рождается в безусловной и тотальной любви.

Именно за любовью, покровительством, помощью, поддержкой, исцелением люди во все времена обращались к Матери. В Армении ее называли или называют Арубани, Тушпуеа, Хуба, Анаит, Астхик, Нанэ или Мария, в течении тысяч лет, из культуры в культуру, из религии в религию образ Богини-Матери неизменно присутствовал и был высоко чтим. Также, как и сейчас, также, как и будет завтра.


Старинное изображение Богоматери, найденное нами в тайном чёрном помещении монастыря Севанаванк

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подписаться на новости



Отзывы
Отзыв о лечении

Сейчас моей малышке уже 3 месяца и я познала великолепие материнства – я так долго ждала этого момента, что уже отчаялась и усомнилась, что это наступит.

Посмотреть остальные

Бочарова Елена
г. Краснодар
Отзыв о Рейки

Результаты от работы с Рейки конечно удивительные, оказалось что чудеса всегда рядом, нужно только открыть глаза.
Дистанционная работа получается превосходно.

А в целом могу сказать, что жизнь моя развернулась в другую сторону и эти изменения мне нравятся!

Посмотреть остальные

Нивидимова Ольга
г.Иркутск
Отзыв о Матьма

Изменения есть и они значительны! Их даже замечают близкие мне люди.
Понимание и ощущение того, что я родилась женщиной приносит настоящее удовольствие и наслаждение)

С инициацией в Матьма появилось что то такое, что позволяет мне чувствовать и ощущать себя периодически матерью ВСЕМУ.
Особенно хорошо это действует на социум, если кто то из вне начинает раздражать, что то поднимается во мне, окутывает и меня и источник раздражения и это позволяет мне прибывать в безмятежной гармонии!

Посмотреть остальные

Котик Яна
г. Краснодар
Отзыв о Рейки

"Это ведь чудо, какое же счастье посмотреть с утра здорового ребенка!" - сказал наш врач. Каждая мама поймет какое это на самом деле счастье!!!

Не смотря на то, что страшный диагноз позади, я продолжаю каждый день делать дочери сеансы Рэйки. Возможно именно поэтому мы и не заметили как у доченьки резались зубки.

Посмотреть остальные

Долотова Надежда
г. Анапа
Отзыв о Кисточковом массаже

В какой-то момент просто теряешь связь с этим миром и проваливаешься то ли в сон, то ли в другую реальность))) Всплывают образы, звуки… Необыкновенно!!!

После сеанса в зеркале видишь сияющую кожу, сияющие глаза и испытываешь восторг — это я!!! Какая красавица!!! Новый взгляд, новые ощущения себя. Первые мои слова: «Хочу еще!!!» Олечка, спасибо огромное!

Посмотреть остальные

Тимошенко Ольга
г. Краснодар
Отзыв о Рейки

Забавно, что теперь моя дочь(ей уже 2 года), берет мою руку и прикладывает к нужному месту на своем теле, будто нуждаясь в целебном потоке...
здорово, что все мы забыли дорогу в аптеку (как раз 3 года назад, как только я прошла свое первое посвещение – совпадение?).

Мы переехали в дом, наши отношения с любимым становятся все более и более гармоничными..(и все положительные перемены стали происходить последние 3 года…- снова совпадение?) может быть… только я не перестану использовать рейки при любом удобном случае!

Посмотреть остальные

Быстрова Марина
г. Сочи
Отзыв о Кундалини Рейки

После лечила себя пять дней, и на пятый день ощутила прикосновение ладоней у себя на пятках. Я даже вздрогнула, но подумала, что задремала, и час меня не отпускало и по ногам шла энергия, ноги просто гудели. Придя на вторую ступень, узнаю, что это мастер приходит и через пятки посвящает, я была в восторге от того, что это со мной происходит!

Огромная благодарность Оле за Кундалини, за возможность изменить жизнь в лучшую сторону, за осознание старых убеждений и установок и видения мира по новому, другими глазами!

Посмотреть остальные

Мнеян Рузанна
г. Иркутск
Наши заряженные амулеты

Амулет на любовь

Амулет на деньги

Амулет смелости

Амулет здоровья

Амулет на удачу и достижения

Амулет целителя

Амулет оберег

Амулет на учебу

Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Самопознание.ру — всё о развитии человека и психологии в одном месте.

Матьма.ру
+7 929 823-38-99
WhatsApp, Viber
Краснодар
пн-вс | 10-20 (мск)

Все статьи авторские, перепост статей полностью или частично разрешен с условием размещения в конце статьи прямой индексируемой ссылки на страницу оригинальной статьи.


Яндекс.Метрика

© 2011-2018 Матьма.ру · Любить всецело · 350020, Россия, г. Краснодар, ул. Красная, 176-47