Свет ясный очень любит тьму, добро пожаловать на Матьма.ру

Великая богиня-мать Боспорского царства

Боспорское царство было создано древними греками, но религия и культура здесь сформировались не совсем греческие. Соседние народы оказали на Боспор огромное влияние, вследствие чего культ Верховного женского божества стал преобладающим, как и у местных племен, а изображение Великой богини-матери Боспора сложилось аутентичное и особенное.

Оглавление

Боспорское царство — где и когда существовало, развитие и упадок, столица

Боспорское царство или Боспор — это древнегреческое государство, образованное в конце V века до нашей эры в Северном Причерноморье на Керченском проливе, который назывался в то время Боспор Киммерийский.

Греческие переселенцы появились на северном берегу Чёрного моря в середине VII века до нашей эры. Они основывали независимые полисы на свободных землях побережья Керченского пролива со стороны Крыма и Таманского полуострова.

Их соседями оказались племена тавров, жившие в Крымских горах, кочевавшие в степях скифы, земледельческие племена меотов и синдов, населявшие Таманский полуостров.

Первое время полисы не испытывали давления со стороны местных племен или других кочевников и даже не имели оборонительных стен. Но со временем после нескольких пожаров в греческих городах стали возводиться укрепленные акрополи.

А еще позже, они были вынуждены объединиться в межполисный союз греческих городов обоих берегов Керченского пролива, который стал называться Боспорским царством.

Далее в состав Боспорского царства вошли полисы, расположенные ниже, на прилегающем к Таманскому полуострову побережью Чёрного моря, до территории современного Новороссийска.

Карта Боспорского царства и соседних с ним городов из Анапского археологического музея, Меотида — это Азовское море, Эвксинский Понт — Черное море
Площадь Горгиппии — боспорский город на побережье Чёрного моря, находившийся на территории современного города Анапа, картина из Анапского археологического музея

Столицей царства и резиденцией боспорских царей был удобно расположенный и обладающий хорошей торговой гаванью город Пантикапей. Остатки Пантикапея можно увидеть сегодня в центре крымского города Керчь — на вершине и склонах горы Митридат.

Руины столицы Боспорского царства Пантикопея на горе Митридат в Керчи, Крым
Реконструкция акрополя Пантикопея, Керченский историко-археологический музей

На другой стороне пролива, на Таманском полуострове центральное место среди боспорских полисов занимал город Фанагория, считавшийся азиатской столицей Боспорского царства. Фанагория была расположена в 25 км от современной станицы Тамань. 

В начале III века до нашей эры Боспорское царство расширилось вдоль восточного берега Азовского моря до устья реки Дон за счет строительства выходцами из Боспора города Танаис.

На рубеже III — II веков до нашей эры Танаис из небольшого поселения превратился в цветущий город, который до середины V века нашей эры оставался крупным центром торговли и товарообмена между представителями греческого общества и жителями степи. Остатки Танаиса можно увидеть сейчас в 25 км от Ростова-на-Дону.

Реконструкция городского района Танаиса, археологический музей-заповедник Танаис
Реконструкция жилого дома II — III века н.э. в Танаисе, археологический музей-заповедник Танаис

В конце I века до нашей эры Боспорское царство стало зависимо от Рима, а в начале VI века нашей эры оно вошло в состав Византии и перестало существовать, как отдельное государство. В 576 году Тюркский каганат победил в войне с Византией и земли Боспора перешли под его власть.

Верховная богиня Боспора

Культура и религия Боспорского царства являлись синкретичными, древнегреческие традиции здесь смешивались с устоями местных племен — скифов, меотов, тавров.

Вера в Верховное женское божество была сильна у всех местных народов и в то же время она была понятна грекам, так как тоже присутствовала в их религии, но в тот момент уже в более развитом виде.

Таким образом в Боспорском царстве мы можем проследить и культ Великой богини-матери, и культы различных греческих богинь, как выражений ее разнообразных качеств и функций.

Великая богиня-мать воплощала в себе высшую силу творения, которая создает, сохраняет и разрушает все существующее. Это древнее и всеобъемлющее божество плодородия, владычица и покровительница всего живого.

В её власти рождение и смерть, ритмы жизни, природные циклы, смены поколений, время, которого для неё самой не существует. Богиня-мать также олицетворяла собой безусловную любовь и теплоту ко всем формам жизни. Она оберегала каждого, согревала теплом домашнего очага, питала и насыщала не только физическими плодами и благами, но и душевными.

При археологических раскопках практически во всех Боспорских городах были найдены терракотовые статуэтки Великой богини-матери.

Великую богиню изображали сидящей на троне с чашей или ритуальной лепешкой в руке. На голове Богини одет особенный и довольно большой головной убор, одета она в длинное платье, верх которого хорошо подчеркивает ее грудь.

Этот тип боспорских статуэток очень аутентичен и характерен. Лепешка или чаша в руке Великой богини говорят о существовании в те времена специального обряда или культового ритуала.

Статуэтка Великой богини-матери Боспора, в руке у нее чашка или ритуальная лепешка, санкт-петербургский музей истории религии
Верховная богиня Боспора, найденная на Таманском полуострове, Таманский археологический музей
Статуэтки боспорской Верховной богини из Пантикопея, V — VI век до н.э., Керченский историко-археологический музей
Статуэтка Великой богини-матери Боспора из некрополя Танаиса, археологический музей-заповедник Танаис
Изображение Верховного женского божества на треугольном завершении фасада здания в Танаисе, археологический музей-заповедник Танаис

7 основных качеств Великой богини Боспора

Во многих культурах в процессе развития единый и многогранный образ Великой богини-матери разделялся на самостоятельные лики богинь, которые несли в себе те же представления, но с более узкой специализацией и с более тесной связью с определенными явлениями природы.

При этом каждая богиня со временем стремилась приблизиться к единому образу Великой богини, стать ею, взяв на себя все ее атрибуты и функции. И в определенных городах возникали центры почитания этой богини, где она прославлялась как Верховная. Так происходило, например, с греческими богинями Афродитой, Деметрой, Артемидой, с индийскими Кали, Дургой и другими.

Рассмотрим детальнее основные качества Великой богини-матери и то, как они в Боспорском царстве были соотнесены с различными греческими богинями.

1. Царствующее верховное положение

Первым и самым очевидным качеством Великой богини является ее царствующее верховное положение. Как видно на статуэтках, она сидит на троне — царица и владычица мира.

В Древней Греции такое высокое положение занимала богиня Рея. В период поздней античности Рея отождествилась с малоазийской Великой матерью Кибелой и получила имя Рея-Кибела.

В эпоху позднего эллинизма и первые века нашей эры на Боспоре малоазийский культ богини Кибелы был довольно популярен. Кибелу называли «Мать» или «Госпожа Кибела-Мать» и всегда изображали сидящей на троне с башнеобразной короной на голове.

В Малой Азии Кибеле посвящали пещерные святилища, так как само ее имя происходит от слова «полость» или «вместилище», чем пещера и является по сути. Пещера роднит богиню Кибелу со скифской богиней-прародительницей, которая по легенде проживала в священной пещере.

Верховная богиня на троне, возможно, Кибела — терракотовая статуэтка и форма для ее изготовления, II — I век до н.э., Горгиппия, Анапский археологический музей
Две глиняные статуэтки богини Кибелы c ручным круглым барабаном и чашей в руках, III — II век до н.э., археологический музей Ираклиона, Греция

2. Судьбоносность и изменчивость

Великая богиня-мать Боспора заведовала не только рождением и смертью, но и тем, чем будет наполнен путь между ними. Судьба всего мира, отдельной страны или человека была в ее любящих и заботливых руках.

Мир и жизнь непрерывно развиваются, ничто и никогда не стоит на месте: день плавно переходит в ночь, зима в лето, молодость в старость, на смену родителям приходят их дети и внуки — это постоянный поток бытия Великой богини.

В греческой мифология идею судьбоносности воплощала богиня Тюхе. Она почиталась как богиня судьбы и удачи, ее атрибутами были колесо, символизировавшее переменчивость, и рог изобилия.

Культ богини Тюхе в Боспорском царстве был довольно хорошо проявлен, здесь ее изображали также сидящей на троне, очень похожей на Кибелу.

Мраморная статуя богини Тюхе из города Горгиппия, IV век до н.э., Анапский археологический музей
Богиня Тюхе с рогом изобилия, I век н.э., римская работа, Государственный Эрмитаж

3. Защита и покровительство всему живому

Великая богиня оберегает и защищает свое дитя, как любящая мать. Она берет под свой покров каждого и ведет, окружая любовью, по пути его жизни.

На статуэтках Великой матери Боспора это качество показано через ее большой головной убор — покров над головой.

В греческой мифологии черты покровительства и защиты более всего выражены в богинях Артемиде и Афине. Богиня мудрости, ремёсел и войны Афина широко известна, как покровительница города Афины, сегодняшней столицы Греции, в Боспорском царстве ее культ не был сильно популярен.

Богиня Артемида же на Боспоре была знаменита, возможно, из-за ее связи с Великой богиней тавров.

Алтарная плита, посвященная Артемиде, из римского военного лагеря Харакс, I-III век н.э., Центральный музей Тавриды, Симферополь

4. Щедрая плодородность

Щедрое плодородие Великой богини-матери можно увидеть повсеместно в природе. Реки и моря изобилуют рыбой, леса живностью, ветви фруктовых деревьев склоняются под весом множества плодов, поля пестрят цветами самых различных оттенков и т.д. Природа щедра, многообразна и плодородна.

На статуэтках Великой матери Боспора мы видим ее распростертые, но в то же время направленные вперед руки с чашей или лепешкой, она будто предлагает ее взять — дарит свое безграничное плодородие.

Верховная богиня Боспора из некрополя Пантикапея, III век н.э., Государственный Эрмитаж

Среди греческих богинь качество плодородия более всего выражено в Деметре. В Боспорском царстве культ богини земледелия и плодородия Деметры был крайне популярным.

При археологических раскопках Пантикопея, Горгиппии, Гермонассы и других боспорских городов в каждом были найдены сотни изображений богини Деметры. Чаще всего это терракотовые протомы Деметры, то есть изображения головы или верхней части тела богини, передающие мягкие черты зрелой женщины в венке из колосьев и плодов.

Деметра также часто изображается с ребенком на руках — дочерью Персефоной.

Терракотовые протомы богини Деметры из святилища Пантикапея, III — II век до н.э., Керченский историко-археологический музей
Терракотовая статуэтка Деметры с Персефоной на руках, IV — II век до н.э., Горгиппия, Анапский археологический музей
Протомы Деметры (слева) и Персефоны, Северное Причерноморье, IV — III век до н.э., санкт-петербургский музей истории религии

5. Власть над рождением и смертью

Великая богиня-мать создает новые жизни и сопровождает каждого в его последний путь. Неизбежная череда рождения и смерти в природе является выражением стабильности и постоянного обновления Богини-матери.

К процессу завершения жизни в Боспорском царстве относились с глубоким уважением. Захоронения располагали за стенами городов в некрополях — городах мертвых. Они состояли из грунтовых могил и курганов, на которые устанавливались надгробные памятники с рельефами и надписями или антропоморфные стелы.

Одной из самых распространенных тем в боспорской надгробной скульптуре является переход в иной мир, где Великая богиня встречает человека. Например, это были сцены предстояния всадника перед Богиней или загробная трапеза с Богиней.

Мраморное надгробие из некрополя Горгиппии, II — III век н.э., Горгиппия, Анапский археологический музей
Боспорские надгробные стелы с Богиней, Таманский археологический музей
Надгробие с изображением ритуала почитания Богини-матери, I век до н.э., Керченский историко-археологический музей

Еще одним распространённым мотивом боспорских надгробных стел было изображение Богини-матери в особой ритуальной позе — с ладонью одной руки приложенной на сердце.

Боспорский надгробный памятник с Великой богиней, ведающей загробным миром, Таманский археологический музей
Боспорские надгробия из некрополя Горгиппии, Анапский археологический музей
Боспорская надгробная скульптура, I век до н.э. — I век н.э., Керченский историко-археологический музей
Надгробие I — II века н.э., музей-заповедник Херсонес Таврический, Севастополь

В боспорских некрополях были найдены специальные ритуальные алтари. Судя по их форме, они, вероятно, использовались в обрядах почитания Богини.

Эсхары — ритуальные алтари из некрополя Танаиса, археологический музей-заповедник Танаис

Среди богинь древнегреческого пантеона к царству мёртвых и загробному миру имели отношения богини Персефона, Геката и Медуза Горгона.

Персефона была известна в Боспоре, как богиня, знающая тайну выхода из загробного царства. При раскопках в Горгиппии встречались ее изображения в виде юной девушки с плодом граната в руке, прижатой к груди.

Медуза Горгона в Боспорском царстве также стала популярна, она почиталась как защитница от злых сил, вероятно, что ее образ легко прижился благодаря сходству со скифской змееногой богиней земли Апи.

Уздечный набор из пяти бляшек с изображением солярных символов и Медузы Горгоны, Горгиппия, III — II век до н.э., Анапский археологический музей

6. Красота и вдохновение

О потрясающей красоте Великой богини или Богини-матери природы пелись оды во все времена. Человечество жило и будет жить в постоянном восхищении от ее великолепия, вдохновляться ее многообразными проявлениями форм, цветов и ароматов.

В древнегреческой мифологии воплощением красоты, изобилия и любовного вдохновения стала богиня Афродита. Она была необычайно почитаема, как в Греции, так и в Боспорском царстве. На статуэтках и статуях ее изображают в самых различных позах, но они всегда источают грацию и нежность.

Женщины любили украшать себя во все времена, а в Греции грациозность, изящество, гармоничность прекрасного пола даже возводилась в ранг общественной добродетели.

В Боспорском царстве богиня Афродита была очень знаменита, идея многоликой и роскошной красоты Богини-матери здесь была более, чем понятна. На Таманской части Боспора именем Афродиты с эпитетом Апатура даже стали величать саму Верховную богиню, храм которой в местечке Апатур был издавна известен.

Терракотовые статуэтки богини Афродиты: слева — сидящая на скале, справа — с уткой и корзиной с фруктами, II век до н.э., Таманский археологический музей
Статуэтка Афродиты, рождающейся из моря, регион Греции Коринфия, IV век до н.э., Национальный археологический музей Афин

7. Тепло домашнего очага и семейного единства

Тепло является одним из самых необходимых для поддержания жизни на земле фактором. Растения начинают развиваться, цвести и плодоносить когда становится теплее, а в холодное время они словно застывают и ждут, когда солнышко снова их обогреет. Древние люди понимали это также, как и мы сейчас.

Поэтому еще одной чертой Великой богини-матери Боспора являлась ее теплота, которую они почитали в виде огня, домашнего очага или солнца.

Для жизни человека важно не только непосредственное физическое тепло, но также и тепло душевное, тепло семейных, родовых связей и общности, покоящихся на любви и заботе о близких.

В скифских верованиях это качество было олицетворено в богине Табити, ее называли «царицей скифов». А у греков — в образах богинь Гера и Гестия, обе они являлись дочерями богини Реи.

Женщина была хранительницей домашнего очага и в античном городе, и в кочевой кибитке. Поэтому ответственность за домашний культ этих богинь обычно ложилась на главную женщину в доме.

Гера почиталась как богиня дома, брака, семьи и деторождения, как покровительница и защитница замужних женщин, благословлявшая брачные союзы. Ее изображали величественной и торжественной, часто возведенной на трон и увенчанной короной. Гера может держать в руке гранат, как символ плодородной крови.

Слева — богиня Гера, римская копия греческого оригинала из Лувра; справа — Гестия

Гестия была богиней домашнего очага, жертвенного огня, семьи и государства. Имя Гестии означает «очаг» или «жертвенник». Очаг являлся ранней формой храма, когда еще не возводились стены, а ритуалы совершались под открытым небом вокруг огня.

В греческой культуре при совершении ритуального почитания богов, первое приношение принимала богиня Гестия и только потом Зевс и другие боги. Любой домашний или общественный очаг считался ее официальным святилищем.

Когда основывался новый город, то пламя из общественного очага Гестии в материнском городе переносилось в новое поселение.

Изначально Гестию чтили непосредственно в виде очага, но со временем ее иногда стали изображать и в женском обличии.

О распространенности культа Гестии в Боспроском царстве не известно, но в любом случае, теплу домашнего очага и семейного единства, как качеству Великой богини-матери, уделялось достаточное внимание и уважение.

Глиняный алтарь в форме домика I века н.э., внутри него полость для огня, благовоний и т.п.; статуэтки женщин с ребенком на руках II века до н.э., Горгиппия, Анапский археологический музей

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Самопознание.ру — всё о развитии человека и психологии в одном месте.

Матьма.ру
+7 929 823-38-99
WhatsApp, Viber, Telegram
мы в Краснодаре
пн-вс: 10-20 (мск)
love@matma.ru

Все статьи авторские, перепост статей полностью или частично разрешен с условием размещения в конце статьи прямой индексируемой ссылки на страницу оригинальной статьи.


Яндекс.Метрика

© 2011-2021 Матьма.ру · Любить всецело · 350020, Россия, г. Краснодар, ул. Красная, 176