Свет ясный очень любит тьму, добро пожаловать на Матьма.ру

Женские идолы и загадочные «сковородки» Кикладских островов

Венеры Кикладских островов

Кикладские острова или Киклады — это архипелаг, состоящий из более 200 островов, находящихся в южной части Эгейского моря. Сегодня он входит в состав Греции.

Киклады с греческого языка переводятся как «круговые», они названы так потому, что острова архипелага расположены вокруг центрального острова Дилос.

Оглавление

Первые поселения человека на Кикладских островах относятся ко времени среднего и позднего неолита, то есть к 5-4 тысячелетиям до нашей эры. Со временем на островах сформировалась своя особенная культура, названная археологами Кикладской цивилизацией.

Кикладская цивилизация наиболее известна своими женскими идолами — вырезанными из мрамора схематическими статуэтками. На этих статуэтках женская фигура чаще всего изображена в полный рост с сомкнутыми спереди руками.

Размер Кикладских женских идолов варьировался от нескольких сантиметров до высоты человеческого роста. В разные периоды развития Кикладской цивилизации идолы выглядели немного по разному, но в целом можно сказать, что их основная идея сохранялась неизменной на протяжении более тысячелетия.

Простота формы Кикладских идолов, их абстрактность, геометричность, лаконичность и изысканные пропорции вдохновляли известных художников и скульпторов 20-го века и воодушевляют многих творческих людей до сих пор.

Кикладские статуэтки разных этапов развития цивилизации в национальном археологическом музее Афин
Женские Кикладские статуэтки, 3200-2700 года до н. э., найдены в захоронениях, национальный археологический музей Афин

Периоды развития Кикладской цивилизации

Кикладская цивилизация была культурой бронзового века — это 3200-1050 года до нашей эры, распространенной на всех Кикладских островах.

Первые археологические раскопки на Кикладах были проведены в 1880-х годах. Археологические исследования продолжаются на островах и по сей день. Сам термин «Кикладская цивилизация» был введен греческими археологами, исследовавшими места захоронения на нескольких островах в 1898-99 годах.

В хронологии Кикладской цивилизации выделяется 3 важных периода ее развития: ранний, средний и поздний.

  1. Ранний Кикладский период — это 3200-2700 года до н. э., его называют культурой Гротта-Пелос. В этот период происходило зарождение культуры.
  2. Средний Кикладский период — это 2700-2300 годы до н. э., его второе название — культура Керос-Сирос. Это период расцвета Кикладской культуры.
  3. Поздний Кикладский период — 2300-2000 годы до н. э., также называемый Филакопи. К концу этого периода Кикладская цивилизация начинает испытывать сильное влияние со стороны минойской цивилизацией острова Крит, расположенного на расстоянии около 100 км от Киклад.

Позже с 1450 годов до н. э. Кикладская цивилизация начинает ассимилироваться еще и с элладской цивилизацией.

Периоды развития Кикладской цивилизации и характерные для них виды статуэток

Кикладская культура в музеях Афин

Сегодня Кикладские острова являются территорией Греции и Кикладская цивилизация стала частью доисторической Греции.

В столице Греции, в национальном археологическом музее Афин Кикладской цивилизации посвящен отдельный зал.

Также в Афинах есть и специальный музей, посвящённый изучению и популяризации древней культуры Киклад и Кипра — это Музей кикладского искусства Николаса П. Гуландриса.

Кикладская коллекция в музее кикладского искусства Николаса П. Гуландриса является довольно крупной, она включает в себя более 400 предметов из глины, мрамора и металла, взятых из всех периодов развития Кикладской культуры. Они раскрывают аспекты повседневной жизни, религии и культа в обществе, которые процветали на Кикладских островах Эгейского моря в бронзовом веке.

Декорация в виде кикладских идолов над входом в Музей кикладского искусства Николаса П. Гуландриса

Женские образы на Кикладах в эпоху неолита — 9000-3000 лет до нашей эры

Скульптура Кикладских островов периода неолита состояла из схематических и натуралистических типов фигурок, некоторые из которых, по-видимому, предвосхищают мраморные статуэтки раннего Кикладского периода.

Кикладские женские статуэтки неолитического периода 7000-3000 лет до н.э., музей кикладского искусства Николаса П. Гуландриса

Женские фигурки Раннего Кикладского периода

Скрипичные идолы или Женщина-скрипка

Фигурки в форме скрипки или, так называемые, «скрипичные» женские статуэтки является отличительной чертой Ранней Кикладской скульптуры — 3200-2700 года до нашей эры.

На этих статуэтках подразумевается вытянутая голова и тело в форме скрипки без ног. При ближайшем рассмотрении фигурок можно заметить характерные женские признаки, так некоторые из них имеют вырезанные лобковые треугольники и параллельные складки на животе, которые также встречаются на более поздних женских статуэтках и могут обозначать состояние беременности или послеродовой период, а также рельефные груди.

Скрипичные идолы Раннего Кикладского периода в национальном археологическом музее Афин
Скрипичная Кикладская фигурка, 3200-2800 год до н. э., музей кикладского искусства Гуландриса

Скрипично-подобные фигурки находили, как в захоронениях в качестве подношений, так и в поселениях. Иногда фигурки имеют следы ремонта, что говорит о длительном периоде их использования.

Схематические статуэтки были распространены в этот период, как на Кикладских островах, так и в других частях Средиземного моря. Например, на Кипре в период ранней и средней бронзы были распространены также чрезвычайно схематичные по форме каменные дощечко-образные женские фигурки.

По-видимому, крайняя схематизация человеческой формы была широкой тенденцией, отражающей художественные вкусы того времени.

Иллюстрация из музея кикладского искусства Гуландриса: 1. Фигурка в форме скрипки с вырезанным лобковым треугольником и складками на животе. 2. Поздняя женская статуэтка с вырезанным лобковым треугольником и складками на животе. 3. Процесс постепенной схематизации человеческой формы
Различные скрипичные фигурки из музея кикладского искусства Гуландриса

Человекоподобные статуэтки Раннего Кикладского периода

Большинство человекоподобных женских статуэток Раннего Кикладского периода было найдено в захоронениях. Различия в количестве подношений в захоронениях предполагают наличие богатых и бедных могил. Мраморные женские фигурки встречаются только в богатых могилах.

Человекоподобные статуэтки Раннего Кикладского периода отличаются большой абстрактностью, полным отсутствием черт лица, а их руки лишь обозначены небольшими выступами на уровне плеч.

Человекоподобные статуэтки Раннего Кикладского периода, музей кикладского искусства Гуландриса

Средний Кикладский период — расцвет цивилизации и выразительные женские идолы

Расцвет Кикладской цивилизации приходится на 2700-2300 годы до нашей эры. В этот период появились наиболее выразительные женские идолы, прославившие Кикладскую культуру.

Кикладские фигурки времен расцвета цивилизации являются высоко стилизованными изображениями женской человеческой формы. Их плоское геометрическое качество дает им поразительное сходство с современным искусством.

Кикладские идолы времен 2700-2300 годов до нашей эры — это мраморные обнаженные женские фигуры в полный рост, с руками, сложенными поперек живота, обычно с правой рукой под левой. На их лицах обычно четко очерчен только нос, хотя есть свидетельства того, что у некоторых статуэток лица были первоначально нарисованы краской.

Небольшие статуэтки времен расцвета Кикладской цивилизации, 2800–2300 годы до н.э., музей кикладского искусства Гуландриса

Высота Кикладских идолов этого периода варьируется от совсем небольших — около 10 см до достаточно крупных — 1,5 метра. Статуэток высотой более метра было найдено не очень много, большинство не превышает 60 см.

Кикладский идол высотой около 1 м, 2800-2300 год до н. э., музей кикладского искусства Гуландриса
Кикладский идол высотой около 1,4 м, 2800-2300 год до н. э., музей кикладского искусства Гуландриса

Кикладские статуи в натуральную величину мало чем отличаются от более мелких статуэток, за исключением того, что иногда они имеют рельефные уши. В остальном их пропорции и способ передачи анатомических деталей идентичны маленьким статуэткам.

Крупные статуи не являются погребальными подношениями, как многие мелкие статуэтки, найденные в могилах. Вероятнее всего это были ритуальные статуи, размещавшиеся в святынях и местах обитания, и первые монументальные изображения божеств в Эгейском искусстве.

Кроме стандартизированных канонических статуэток этого времени, были найдены и довольно уникальные по своей форме или позе экземпляры:

Кикладская мраморная женская фигурка с конической шапочкой, 2800 год до н.э., музей кикладского искусства Гуландриса
Кикладские идолы 2800–2300 годы до н.э., музей кикладского искусства Гуландриса. У статуэтки слева — округлый живот, который указывает на беременность, у центральной статуэтки — 7 неглубоких горизонтальных бороздок на животе, обозначающие складки от недавних родов.
Статуэтка с согнутыми в коленях ногами, 2700-2500 годы до н. э., музей кикладского искусства Гуландриса
Идол с чашкой, 2800-2300 годы до н. э., музей кикладского искусства Гуландриса

Поздний Кикладский период — закат цивилизации и канонов

Поздний период Кикладской цивилизации 2300-2000 годы до н. э. отмечается значительными изменениями в жизни людей, а значит и в их искусстве.

Статуэтки этого времени потеряли их стандартизированные формы и пропорции. Некоторые из них были в других позах, чем канонические, а другие были экстремально схематичными.

Такие изменения могли быть связаны с массой причин, таких как переселение, климатические колебания и социальные волнения и т. д.

В любом случае, они показывают конец целой эры и системы символического отображения, которые выражали верования и эстетические ценности населения Кикладских островов, существовавшие более тысячелетия.

Женские статуэтки Позднего Кикладского периода, музей кикладского искусства Гуландриса

Значение и суть Кикладских идолов

Большинство Кикладских статуэток изображают обнаженных женщин со сложенными руками и ярко выраженными анатомическими особенностями, которые обычно связаны с плодовитостью — грудь, лобковый треугольник.

Кикладский идол с ярко выраженными символами плодородия, 2800-2300 годы до н. э., национальный археологический музей Афин

Небольшие фигурки использовались в погребальной практике, большинство из них были найдены в могилах. Тем не менее некоторые из них демонстрируют явные признаки ремонта, подразумевая, что они были объектами, оцененными умершим при жизни, и не были созданы специально для захоронения.

Ориентируясь на погребальную практику, некоторые исследователи считают, что Кикладские идолы можно интерпретировать, как образы божества сопровождающего умерших.

Но учитывая то, что идолы имели очень разные размеры и крупные экземпляры находили в поселениях, то логичнее было бы предположить, что Кикладские идолы олицетворяют Богиню плодородия в традиции, продолжающейся со времен палеолита — палеолитических венер.

Стандартизированный стиль большинства Кикладских статуэток и тот факт, что они изготовлялись в почти неизменном виде на протяжении столетий, указывают на художественный консерватизм, который обычно ассоциируется с изображением религиозных символов.

Столь же яркое почитание плодородных сил в виде Богини-Матери или Владычицы природы можно проследить и на соседнем с Кикладами острове Крит во времена крито-минойской цивилизации бронзового века.

Ритуал разбивания статуэток

При исследовании Кикладских статуэток было выявлено, что фигуры в древности иногда специально разбивали, чаще всего им отламывали голову или нижнюю часть ног.

Причины преднамеренной фрагментации неизвестны. Однако, подобная практика специального уничтожения объектов в рамках инициации, погребальных или иных обрядов засвидетельствована в различных культурах и даже намного более ранних, чем Кикладская.

Например, подобный же ритуал отламывания головы или части ног женской статуэтки существовал во времена палеолита в районе сёла Костёнки Воронежской области.

Разбитые Кикладские статуэтки канонического типа, музей кикладского искусства Гуландриса

Влияние Кикладской культуры на современное искусство

В течение 19 века многие археологи и искусствоведы описывали Кикладские статуэтки как «вульгарные», «примитивные» или «варварские».

Но с начала 20-го века Кикладское искусство стало источником вдохновения для многих европейских скульпторов и художников, таких как, например, Бранкузи, Модильяни, Мур. Они вдохновлялись истоками человеческого творчества в архетипических формах и «примитивных» образах творений древней культуры.

Абстрактная гармония и обтекаемые формы Кикладских идолов стали элементами изучения и экспериментирования. Глубокий интерес модернистов к «примитивному» Кикладскому искусству оказал огромное влияние на эстетику западного мира.

Работы Амадео Модильяни 1911-1912 годов

Спираль на Кикладах – символ созидательной силы

О почитании плодородия на Кикладских островах в бронзовом веке свидетельствуют не только статуэтки, среди археологических находок также встречаются предметы, декорированные спиралевидными рисунками.

Спираль — это символ плодородия и созидательной природной силы, который известен со времен палеолита и встречается в культурах множества народов в самых разных уголках планеты.

Спираль сочетает в себе форму круга и импульс движения и поэтому символизирует продолжающуюся цикличность жизни — смены ночи и дня, сезонов года, уход старого и рождение нового, фаз «старения» и «роста» Луны и тому подобное.

Спираль — это символ развития, где каждый виток — это конец одного цикла и начало следующего. Поэтому спираль также является символом плодородия и деторождения.

Кикладский керамический сосуд со спиралевидным украшением, 2800-2300 годы до н.э., национальный археологический музей Афин
Неглубокая емкость с крышкой из хлоритового сланца, гравированная спиралями, 3200-2300 годы до н.э., национальный археологический музей Афин

Кикладские «сковородки» — загадочный объект культа плодородия

На Кикладских островах археологами были найдены необычные предметы, которые они назвали «сковородки» из-за формы, похожей на сковороду.

Кикладские «сковородки» имеют круглую форму диаметром от 20 до 28 сантиметров, ручку с одной стороны и особый декоративный рисунок на поверхности.

На сегодняшний день было найдено около 200 кикладских «сковородок». Почти все они керамические, но бывают и сделанными из камня.

Керамические «сковороды» со спиралевидными рисунками, у правой сковородки над ручкой изображен лобковый треугольник, 2800-2300 годы до н.э., национальный археологический музей Афин
Кикладская керамическая «сковородка» с резным изображением: в центре солнце и вокруг него морские символы, спирали и рыба, 3200-2300 до н.э., национальный археологический музей Афин

Поверхность «сковородок» тщательно обработана и украшена. В декорации используются узоры из спиралей и треугольников, концентрические круги, солнце, звезды, корабли и рыбы. Всё это символы плодородия природы — земли, моря, человеческого тела.

То, как эти круглые декорированные диски использовались остается загадкой. Они точно не являются настоящими кухонными принадлежностями, так как нет никаких признаков пищи или огня, и их находят в захоронениях.

Вероятнее всего, «сковородки» служили какой-то символической или религиозной цели, возможно использовались в ритуалах плодородия, так как рисунки на них несут именно такой смысл.

У некоторых кикладских «сковородок» сразу над ручкой можно увидеть треугольник — символ женских гениталий, он может выражать божественное материнское начало, являющееся вратами между жизнью и смертью.

Есть мнение, что кикладские «сковородки» могли быть антропоморфным изображением Богини-матери всего сущего: раздвоенная ручка представляла ее ноги, а круглая часть — чрево.

Такой предельно обобщенный образ мог воплощать представления древних обитателей Киклад о Природе-матери, объемлющей своим гигантским организмом все мироздание, о ее могучих стихийных силах, наделяющих особого рода индивидуальностью каждое ее творение.

Символическое изображение Богини в форме какого-то сосуда характерно для многих культур древности. Например, на территории современной Турции или на острове Крит, в Армении также был подобный образ и до наших дней сохранились солонки в форме женского тела.

Таким образом, Кикладская цивилизация представляет собой особенный и интересный пример почитания плодородия Матери-природы и самой сути жизни. Кикладские женские идолы, или можно сказать, Кикладские венеры, найденные в огромном количестве на островах, являют собой лаконичную простоту, изящную элегантность и беспредельную плодородную щедрость Матери Жизни или, как ее называли древние, Великой Богини-Матери.

Поделиться статьей:  

Читайте также статьи из МатьмаМатьма в культурах народов мира:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Отзыв о лечении

Сейчас моей малышке уже 3 месяца и я познала великолепие материнства – я так долго ждала этого момента, что уже отчаялась и усомнилась, что это наступит.

Посмотреть остальные

Бочарова Елена
г. Краснодар
Отзыв о Рейки

Результаты от работы с Рейки конечно удивительные, оказалось что чудеса всегда рядом, нужно только открыть глаза.
Дистанционная работа получается превосходно.

А в целом могу сказать, что жизнь моя развернулась в другую сторону и эти изменения мне нравятся!

Посмотреть остальные

Нивидимова Ольга
г.Иркутск
Отзыв о Матьма

Изменения есть и они значительны! Их даже замечают близкие мне люди.
Понимание и ощущение того, что я родилась женщиной приносит настоящее удовольствие и наслаждение)

С инициацией в Матьма появилось что то такое, что позволяет мне чувствовать и ощущать себя периодически матерью ВСЕМУ.
Особенно хорошо это действует на социум, если кто то из вне начинает раздражать, что то поднимается во мне, окутывает и меня и источник раздражения и это позволяет мне прибывать в безмятежной гармонии!

Посмотреть остальные

Котик Яна
г. Краснодар
Отзыв о Рейки

"Это ведь чудо, какое же счастье посмотреть с утра здорового ребенка!" - сказал наш врач. Каждая мама поймет какое это на самом деле счастье!!!

Не смотря на то, что страшный диагноз позади, я продолжаю каждый день делать дочери сеансы Рэйки. Возможно именно поэтому мы и не заметили как у доченьки резались зубки.

Посмотреть остальные

Долотова Надежда
г. Анапа
Отзыв о Рейки

Забавно, что теперь моя дочь(ей уже 2 года), берет мою руку и прикладывает к нужному месту на своем теле, будто нуждаясь в целебном потоке...
здорово, что все мы забыли дорогу в аптеку (как раз 3 года назад, как только я прошла свое первое посвещение – совпадение?).

Мы переехали в дом, наши отношения с любимым становятся все более и более гармоничными..(и все положительные перемены стали происходить последние 3 года…- снова совпадение?) может быть… только я не перестану использовать рейки при любом удобном случае!

Посмотреть остальные

Быстрова Марина
г. Сочи
Отзыв о Кундалини Рейки

После лечила себя пять дней, и на пятый день ощутила прикосновение ладоней у себя на пятках. Я даже вздрогнула, но подумала, что задремала, и час меня не отпускало и по ногам шла энергия, ноги просто гудели. Придя на вторую ступень, узнаю, что это мастер приходит и через пятки посвящает, я была в восторге от того, что это со мной происходит!

Огромная благодарность Оле за Кундалини, за возможность изменить жизнь в лучшую сторону, за осознание старых убеждений и установок и видения мира по новому, другими глазами!

Посмотреть остальные

Мнеян Рузанна
г. Иркутск
Отзыв о Матьма

Инициацию канала Матьмы я получила в феврале 2010 г. Спустя какое то время многие мои знакомые стали отмечать, что я стала женственнее, мягче, мне стало нравиться носить платья, хотя раньше я предпочитала спортивный стиль,

Мне стало нравиться мое отражение в зеркале, стали меняться отношения с мужем в том числе сексуальные, гораздо легче разрешаются конфликты.

Посмотреть остальные

Богатырева Мария
г. Санкт-Петербург
Присоединяйтесь к нам в соцсетях
Матьма.ру
+7 929 823-38-99
Telegram, WhatsApp
мы в Шарм-эль-Шейхе
пн-вс: 11-21 (мск)
love@matma.ru

Все статьи авторские, перепост статей полностью или частично разрешен с условием размещения в конце статьи прямой индексируемой ссылки на страницу оригинальной статьи.


Яндекс.Метрика

© 2011-2024 Матьма.ру · Любить всецело · 350031, Россия, г. Краснодар, п. Березовый, ул. Декоративная 1 · 46619, Египет, г. Шарм-эль-Шейх, район Наама Бэй