Свет ясный очень любит тьму, добро пожаловать на Матьма.ру

Меоты и культ Богини-матери

О древних жителях территории юга России меотах и их религии известно не слишком много, но все же нам удалось составить некоторую картину того, как меоты чтили плодородные силы природы, как их изображали и какие символы использовали.

Оглавление

Кто такие меоты

Меоты — это собирательное название оседлых племен, проживавших с 1 тысячелетия до нашей эры до первых веков нашей эры на побережье Азовского моря, Таманском полуострове и вдоль течения реки Кубань до северных отрогов Кавказских гор.

К племенам меотов относятся синды, дандарии, досхи, аррехеи, фатеи, тореты, псессы, керкеты, зихи, гениохи, ахеи, абидиакены, мосхи, ситтакены, тарпеты и др.

Древние греки называли Азовское море Меотидой.

Карта Скифии по Геродоту из археологического музея-заповедника Танаис

Часть меотских племен занималась земледелием и рыболовством. Другие племена жили пастушеским скотоводством и разведением коней.

Также важными ремёслами меотов были металлургия, гончарное дело, обработка цветных и драгоценных металлов. Среди меотов были отличные кузнецы, камнетесы, гончары, сапожники, портные, ювелиры. Представители каждого ремесла составляли родовое сословие.

Дома меотов

Меоты жили в турлучных домах, сделанных из камыша и глины. Характерной особенностью всех исследованных меотских домов является их овальная или круглая форма.

Подобные турлучные округлые постройки бытовали на Кавказе и в новое время. Например, традиционные абхазские круглые хижины, сплетенные из жердей и перекрытые папоротником или соломой.

Жилища Майкопской культуры, существовавшей в IV — III тысячелетиях до нашей эры на равнинах и предгорьях Предкавказья от Таманского полуострова до Чечни, также были турлучными — квадратными или круглыми.

Реконструкция меотского жилища, Краснодарский историко-археологический музей-заповедник
Реконструкция жилища меота, I-II век н.э., археологический музей-заповедник Танаис

Главным признаком жилого меотского дома традиционно считается наличие очага в его центре. Однако такое деление условно, так как имело место и сезонное жилье, когда очаги размещались в хозяйственных постройках и между домами. Также в доме могла располагаться печь.

Очаг, печь и спальное место внутри меотского дома, археологический музей-заповедник Танаис
Реконструкция жилища меота по материалам раскопок Подазовского городища, археологический музей-заповедник Танаис

Культура меотов — почитание плодородия Богини-матери

Культура меотов начала складываться на заре железного века и продолжала развиваться на протяжении веков, подвергаясь влиянию культур соседних народов и государств, например, скифов и Боспорского царства.

У меотов был широко распространен культ Богини-матери или Матери-земли — богини плодородия и домашнего очага, в лице которой прославлялись могущественные, производительные и изобильные силы природы.

На меотских городищах археологами были найдены антропоморфные женские глиняные статуэтки и различные предметы, используемые в культовых обрядах и ритуалах почитания Богини.

Атрибуты домашнего культа меотов

Большинство ритуальных предметов, найденных на меотских городищах, относится к атрибутам домашнего культа.

Меотские статуэтки и настенные домашние алтари

Главное место среди атрибутов домашнего культа почитания Богини-матери занимают женские статуэтки, найденные при археологических раскопках меотских поселений.

Большинство их них выполнены крайне стилизованно из глины, но также известны и каменные экземпляры, выполненные из мергеля. Голова некоторых отбита в древности. Шея представляет небольшой выступ, антропоморфность подчеркнута сужением в области талии, гениталии обозначены конусовидным углублением. Высота статуэток не превышает 8-10 сантиметров.

В области живота у некоторых статуэток помещено изображение уплощенного сосуда или жаровни.

Фигурки меотских божеств, коричневая и серая глина, высота 7-8 см, I век до н. э. — II век н. э., Краснодарский историко-археологический музей-заповедник

Изображение божества хранилось в круглой или полукруглой глиняной подставке с бортиком, которую называют домашним алтарем. Этот домашний алтарик был примазан глиной к внутренней стене дома.

Алтарик красноглиняный с фигуркой божества в нем, начало I века н.э., Краснодарский историко-археологический музей-заповедник

Лепные чаши на ножке

К числу наиболее многочисленных находок из меотских поселений, назначение которых может быть определено как культовое, относятся лепные чаши на ножке.

Размеры чаш на ножке могут значительно варьироваться, встречаются очень крупного размера — около 0,5 метра в высоту. На дне чаш гигантского размера находили остатки спрессованного угля.

Судя по всему, эти крупные чаши были чем-то вроде общественных алтарей, следовательно, их уменьшенные копии могли служить домашними жертвенниками. Они использовались в каждом жилище и поэтому очень многочисленны среди археологических находок.

Как домашние жертвенники меоты также использовали грубые лепные блюда с низким бортиком, напоминающими сковородки или жаровни.

Чаши на ножке из меотского поселения в округе Танаиса, археологический музей-заповедник Танаис

Миниатюрные сосудики и ракушки

К атрибутам домашнего культа меотов относятся миниатюрные сосуды, горшочки и чашечки, высота которых не превышает 4-9 сантиметров. Эти маленькие ёмкости полностью копируют формы крупных лепных сосудов, горшков и чаш, но в отличие от больших, они никогда не имеют следов нагара на внутренней поверхности.

Особый интерес среди миниатюрной посуды представляют двух- и трехчастные сосудики высотой до 9 см. Они состоят из отдельных емкостей, расположенных в ряд на одной платформе.

Трехчастный культовый лепной сосудик, серая глина, I век н.э., Краснодарский историко-археологический музей-заповедник

Миниатюрные сосудики в силу своего размера не могли иметь хозяйственного применения, поэтому вероятнее, что они служили для жертвоприношений или использовались, как ритуальные светильники, или как вотивные приношения.

В одном из найденных миниатюрных сосудов была обнаружена окаменелость с отпечатком морской раковины, наподобие глаза.

В древности камни с отверстиями и различные раковины имели символическое значение, связанное с Богиней-матерью, и широко использовались в культовых целях. Среди меотских находок встречаются и подвески с раковинами.  

Сосудики лепные и камень с отпечатком морской раковины, I век н.э., Краснодарский историко-археологический музей-заповедник
Раковина моллюска каури, изделия из стекла, бусы и краснолаковый сосуд из меотского поселения в округе Танаиса, археологический музей-заповедник Танаис

Курильницы

Курильницы являлись культовым атрибутом во многих культурах и меотская здесь не стала исключением. Меоты использовали ароматическое окуривание в своих обрядах и ритуалах и для этого пользовались курильницами, которые изготовлялись из серой или красной глины.

Курильницы лепные, III — I век до н.э., Краснодарский историко-археологический музей-заповедник

«Меотские таблетки»

«Меотские таблетки» — это глиняные гладкие или орнаментированные плитки прямоугольной формы, которые также относят к культовым атрибутам. Как именно их использовали точно не определено.

Средний размер «меотских таблеток» составляет 10 на 16 сантиметров, при толщине в 2 сантиметра.

Глиняные плитки часто встречаются в меотских городищах. Они бывают орнаментированы различными геометрическими знаками: кресты косые и прямые, окружности и овалы, треугольники, «восьмерки», дуги, углы, параллельные и пересекающиеся линии, прямоугольные и косые композиции.

«Меотские таблетки», сероглиняные, I-II век н.э., Краснодарский историко-археологический музей-заповедник
Ритуальные плитки из глины, I тысячелетие до н.э., Анапский археологический музей

Меотская Верховная Богиня с ритоном

Кроме домашних алтарей и домашних ритуалов почитания Богини-матери, у меотов, как и у представителей многих других культур, вероятнее всего были и общественные святилища, где могла быть установлена крупная статуя Богини-матери.

В конце 19 века на восточных окраинах меотского мира, в скалистой долине, примыкающей к станице Преградная Карачаево-Черкесской Республики археологами были найдены 3 высоких каменных изваяния, которые изображают двух мужчин и женщину. Изваяния были датированы VI-III веком до нашей эры.

Все три памятника стояли в ряд, своими основаниями были врыты в землю, два мужских по краям, а женское в центре. Эта скульптурная композиция была установлена в ущелье, на фоне отвесных скал.

На основании композиционного ряда — два мужских изваяния по сторонам женского и довольно крупного размера фигур — 3-4 метра в высоту, исследователями был сделан однозначный вывод, что памятники имели культовое назначение и скорее всего были связаны со святилищем.

Изваяния у станицы Преградная, 1 — женское, 2 — мужское, рисунок из статьи П.Н. Шульца и Н.И. Навротского «Прикубанские изваяния скифского времени»

Некоторые исследователи предполагают, что на изваяниях из станицы Преградная изображены меотские божества — женское и два мужских, выглядящие, как характерная для Азии триада двух мужских и одного Верховного женского божества.

Другие исследователи придерживаются мнения, что данный памятник имеет отношение к скифской культуре и здесь изображено скифское Верховное женское божество.

Меоты, так же, как и скифы почитали Богиню-мать, как родительницу и покровительницу всего живого, таким образом, в любом случае мы имеем потрясающе репрезентативную статую Верховного женского божества того времени — величавую, выразительную, монументальную Богиню-мать.

Статуя верховного женского божества из станицы Преградная, VI-III век до н.э., песчаник, Краснодарский историко-археологический музей-заповедник

В настоящее время ее голова утрачена, но судя по старым фотографиям, у нее на голове было покрывало, ниспадающее на плечи, в ушах серьги, на шее многовитковая гривна или ожерелье. Одета Богиня-мать в длинное платье, падающее к ногам тяжелыми вертикальными складками, на талии оно перехвачено поясом.

На плечи Богини накинут плащ. Ее правая рука приложена к груди и держит сосуд в виде рога, а левая рука прижата к бедру.

Культовое значение сосуда в виде рога присуще многим племенам и народам, оно прослеживается еще со времен палеолита, например, его можно увидеть в руке у палеолитической Венеры Лоссельской.

Рог или сосуд в форме рога являлся атрибутом религиозных действий и был символом сакральной власти Богини-матери, олицетворением её божественной силы и защиты.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Самопознание.ру — всё о развитии человека и психологии в одном месте.

Матьма.ру
+7 929 823-38-99
WhatsApp, Viber, Telegram
мы в Краснодаре
пн-вс: 10-20 (мск)
love@matma.ru

Все статьи авторские, перепост статей полностью или частично разрешен с условием размещения в конце статьи прямой индексируемой ссылки на страницу оригинальной статьи.


Яндекс.Метрика

© 2011-2021 Матьма.ру · Любить всецело · 350031, Россия, г. Краснодар, п. Березовый, ул. Декоративная 1