Сейчас моей малышке уже 3 месяца и я познала великолепие материнства – я так долго ждала этого момента, что уже отчаялась и усомнилась, что это наступит.
Богиня-мать Малой Азии — от неолита до Кибелы
Полуостров Малая Азия за свою историю был необычайно богат совершенно великолепными и оригинальными символами плодородия, рождающего и защищающего начала в природе — Богини-матери.
Оглавление
- Анатолия или Малая Азии — происхождение названий, география и государства
- Пышные материнские образы неолита
- 2 особенные статуэтки конца 3 тысячелетия до нашей эры
- Женские идолы бронзового века
- Солнечные диски — символы животворящей силы
- Ритуальные сосуды с Богиней-матерью
- Анатолийская женщина-сосуд
- Хепат, Кував, Кубаба и Кибела — последние известные имена малоазийской Богини-матери
Анатолия или Малая Азии — происхождение названий, география и государства
Малая Азия или Анатолия — это полуостров на западе Азии, омываемый Чёрным, Мраморным, Эгейским и Средиземным морями, который составляет большую часть современной Турции.
Название Анатолияпроизошло от греческого слова, обозначающего Востокили Восточный регион.А термин Малая Азияк этому региону был впервые применён христианским историком в 416-417 годах для отделения этого региона от остальной Азии.
Анатолия была населена людьми с древнейших времен. Благодаря своему стратегическому положению на пересечении Азии и Европы, Малая Азия становилась центром нескольких цивилизаций.
В разные исторические периоды полностью или частично территория Малой Азии входила в состав различных государств: Хатти, Хеттское царство, Лидийское царство, Фригийское царство, Держава Ахеменидов, Великая Армения, Киликия, Македонская империя, Государство Селевкидов, Понтийское царство, Пергам, Древний Рим, Византия, Конийский султанат, Османская империя и других.
На этих землях проживало множество различных народов и все они оставили свой культурный след, прикоснуться к которому сегодня можно в музее анатолийских цивилизаций, расположенном в самом центре столицы Турции Анкары.
Эта статья является мини-экскурсией по музею анатолийских цивилизаций, где прослеживаются образы почитания плодородия или Богини-матери различными народами, населявшими Малую Азию со времен неолита до начала нашей эры. Все нижеследующие фотографии, кроме самых последних, сделаны в музее анатолийских цивилизаций.
Пышные материнские образы неолита
Прослеживаемая история почитания Богини-матери в Малой Азии начинается со времен неолита, около 7000-6000 лет до нашей эры. Археологами были обнаружены и исследованы несколько анатолийский поселений тех времен.
Богини Чаталхёюка и Хаджилара
Чаталхёюк и Хаджилар являются наиболее крупными и наиболее хорошо сохранившимися неолитическими поселениями, представляющими наиболее развитые культуры раннего неолита Малой Азии.
Чаталхёюк находился примерно в 40 км к юго-востоку от современного турецкого города Конья, а Хаджилар — в 25 км к юго-западу от Бурдура.
Статуэтки Богини-матери из Чаталхёюка и Хаджилара отличаются пышностью форм и необычайным очарованием женских округлостей. Позы Богини на этих фигурках настолько грациозны, что глядя на них забываются все имеющиеся современные стандарты красоты и становится очевидно, что источник истинной женской красоты всегда находится внутри женщины, в ее самоощущении, в том, что она несёт собой.
Самой известной статуэткой Чаталхёюка является Богиня, сидящая на троне в окружении леопардов:
Считается, что эта фигурка более всех других отображает идею плодородного начала и безграничного могущества Богини-матери. Её огромная грудь, объемный живот и широкие бедра ассоциировались с сельскохозяйственным, животным и человеческим плодородием. Леопарды по бокам от трона указывали на социальную силу и максимально высокое положение.
Фигурки Богини-Матери Джанхасана
Джанхасан — это археологический памятник в 13 км к северо-востоку от турецкого города Караман в провинции Конья.
Терракотовые и каменные статуэтки Богини-матери Джанхасана продолжают основной стиль богини периода неолита. Это все те же крупные формы, большинство фигурок в положении сидя.
Некоторые статуэтки из Джанхасана демонстрируют особые региональные различия: голова Богини покрыта высоким головным убором, называемым «поло», а на теле изображена одежда, расписанная краской.
2 особенные статуэтки конца 3 тысячелетия до нашей эры
Судя по следующим двум статуэткам, к концу 3-го тысячелетия до нашей эры в Малой Азии произошли основательные перемены в восприятии и выражении образа Богини-матери:
На этой статуэтке из Хасаноглана представлена стоящая Богиня, её высокое и изящное тело выполнено из электрума, а голова, украшения на груди и браслеты на ногах — из золота.
Обе руки Богини приложены к животу: в этой позиции есть нечто сокровенное, складывается ощущение медитативной погруженности внутрь, большой сосредоточенности на её ощущениях. Подобное же положение рук можно увидеть и на Кикладских женских статуэтках 3-2 тысячелетия до нашей эры.
Также на этой статуэтке хорошо выделен лобковый треугольник вершиной вниз, являющийся символом плодородия.
Вторая статуэтка из поселения Хорозтепе конца 3 тысячелетия до нашей эры отлита полностью из бронзы и на ней плодородная Богиня кормит ребенка левой грудью, одновременно держа его правой рукой. Таких статуэток кормящей Богини-матери было обнаружено довольно много, некоторые из них выполнены из драгоценных металлов и из терракоты. Подавляющее большинство таких образов было найдено в могилах, то есть, вероятно, они использовались в определённом погребальном ритуале.
Женские идолы бронзового века
Особое место среди образов Богини-матери Малой Азии занимают идолы. Идолы воплощают идеи, которые заложены в Богиню-мать, в стилизованном и обычно плоском изображении. Можно сказать, что идолы — это схематичные или очень абстрактные статуэтки.
В 3 тысячелетии до нашей эры на территории Анатолии идолы Богини-матери стали очень распространены. Их изготовляли из камня, например, мрамора или алебастра, а также из терракоты.
Идолы использовались, как в погребальной практике, так и для других религиозных ритуалов. Поэтому они встречаются не только в некрополях, но и в поселениях, внутри домов, возле очага.
Женские малоазийские идолы бронзового века были довольно многообразны — от самых простейших овальных или трапециевидных форм до довольно уникальных фигур с длинной шеей, с плечами в виде треугольных выступов, подчеркнутой грудью и т.д. Например, в поселении Троя были найдены 8 разных типов идолов, датированных концом 3 тысячелетия до нашей эры.
Двойной идол из Аладжахёюка
В городе Аладжахёюк был найден своеобразный двойной идол, сделанный из золота.
Аладжахёюк возник на территории Малой Азии в эпоху неолита и продолжал существовать до 14 века до нашей эры, он был центром процветающей хаттской, а затем хеттской культуры. Сейчас на его территории находится небольшое турецкое село Аладжа провинции Чорум.
Двойной идол из Аладжахёюка, изготовленный в молотковой технике, представляет собой двух стилизованных женщин, держащихся за руки. Их головы полукруглой формы с короткой шейкой, глаза и грудь отмечены двумя рельефами, нижняя часть тела представлена также в виде полукруга, украшенного рельефными точками.
Предполагается, что двойной идол изображает мать с дочерью, можно сказать, что он является выражением идеи материнского плодородия, как размножения и деления клетки.
В Аладжахёюке были обнаружены и другие женские идолы:
Эти фигурки из-за своей немного приплющенной формы считаются идолами, хотя они уже довольно детализированы и скорее похожи на статуэтки.
Мраморные идолы и статуэтка Богини, сидящей на высоком троне, из Кюльтепе
Еще один интересный вид женских малоазийских идолов бронзового века был обнаружен при раскопках в поселении Кюльтепе, где жизнь непрерывно кипела с энеолита до римских времен, это был важный хаттский и хеттский город. Кюльтепе находился в 20 километрах от современного турецкого города Кайсери.
Идолы из Кюльтепе имеют украшенное тело в форме диска, длинную шею, треугольную голову или несколько голов. Идол с двумя головами представляет собой разновидность двойного идола, который также можно рассматривать, как отображение идеи плодородия и размножения.
Кюльтепские идолы, как и многие другие предметы найденные в этом месте, декорированы кружочками с точкой в центре, скорее всего, такой точечный символ имел определённый сакральный смысл в культе Богини-матери, он мог выражать идею центра жизни, источника всего живого.
Также поселение Кюльтепе характерно особым типом статуэток Богини — обнажённой и сидящей на необычном высоком троне:
Эти фигурки из слоновой кости соответствуют характеристикам богини Кубабы — главному божеству местного населения того периода. Плодовитый характер богини подчёркнут грудью, которую она держит руками, тонкой талией, широкими бёдрами и чётко выраженным женским треугольником. Такое положение рук довольно характерно для богинь материнства и плодородия древних семитской и месопотамской религий.
Солнечные диски — символы животворящей силы
При археологических раскопках гробниц раннего бронзового века в Аладжахёюке были найдены 13 особенных артефактов, названных исследователями солнечными дисками.
Солнечные диски представляют собой культовые предметы круглой, полукруглой или ромбовидной формы, состоящие из ажурных орнаментов, сформированных различными геометрическими символами солнца — крестами, в том числе свастичными, кругами и треугольниками. Сама форма диска также представляет собой солнце.
Большинство солнечных дисков изготовлено из бронзы, а два ярких экземпляра из серебра.
В самой глубокой древности Богиню-мать почитали в Малой Азии, как плодородную животворящую силу, которая воплощалась во всём многообразии растений и животных, а также всех природных стихий. В земле и её производящей силе люди видели мощь и многообразие Богини, через высоту и твёрдость гор понимали её величие и основательность, в морских и других водах они могли ощутить её переменчивость и стихийность, а в солнечных лучах находили её обогревающее и дающее жизнь тепло.
В наше время, когда говорят о материнской энергии, то чаще всего подразумевают энергию земли или луны, но изначально Богиня-мать почиталась во всех её формах и проявлениях, в том числе в виде солнечной энергии. Такое видение Богини также присутствует в тюркско-монгольской культуре, их верховная богиня-мать Умай является воплощением не только земли, но и солнца. Они обращаются к ней, как «золотая материнская утроба» или «материнский золотой орган».
Ритуальные сосуды с Богиней-матерью
Еще одним любопытным видом малоазийских артефактов, относящихся к культу Богини-матери, являются ритуальные сосуды с богиней.
Сосуды могли быть разной формы, например, в виде лодки или, как их называют исследователи — божественной сандалии. Такое судно может символизировать духовное путешествие и служить вместилищем культовой статуэтки Богини во время специального ритуала:
Ритуальный сосуд может быть также в форме чашки:
Здесь внутри чашки воссоздана культовая сцена, где в священной комнате или храме богиня сидит на табурете возле круглого стола. На столе лежит хлеб, возле стола находится кувшин. Руки богини покоятся на её груди. Кувшины, подобные этому, использовались для подношений.
Анатолийская женщина-сосуд
Женщина-сосуд — это удивительно точный образ Богини-матери, передающий её глубинный смысл в столь простой и понятной форме. Ведь по сути, мать действительно являет собой сосуд, ёмкость или некоторое сакральное пространство, в котором зарождается и вынашивается новая жизнь.
Такие женщины-сосуды были распространены со времен неолита и до бронзового века практически по всей территории Малой Азии. А в Армении, например, женский образ в форме сосуда дожил и до наших дней.
Хепат, Кував, Кубаба и Кибела — последние известные имена малоазийской Богини-матери
Как люди величали пышную анатолийскую Богиню-мать времен неолита нам неизвестно, а вот имена её наследниц, меняющиеся от одной культуры к другой в разные периоды времени, встречаются в письменных источниках.
На клинописных табличках из Кюльтепе она упоминается, как богиня Кубаба, в других хеттских источниках — Хепат, в лидийских — Кував, во фригийских — Кибела или Матар Кибела, где слово Матар означает мать. Фригийская богиня Кибела стала наиболее популярной из них и со временем была высоко чтима далеко за пределами Малой Азии.
Все эти богини, по сути своей, были идентичны, и так же, как их неолитическая предшественница, являлись Матерями всего живого, персонификацией женского рождающего начала в природе.
Этих богинь изображали зрелыми женщинами, смотрящими вперед, в длинных платьях, замысловатых головных уборах с вуалью. В руках они, как правило, держат определенные предметы, символизирующие их божественное плодородие — это чашки или кубки, плод граната, гроздь колосьев пшеницы.
Плод граната или колосья пшеницы — это символы производящей силы земли, к этим временам солнечный аспект материнского плодородия уже был отодвинут.
Фригийскую богиню Кибелу изображали не только в позе стоя, но и сидя на троне, в которой она уже становилась крайне схожа с неолитической Богиней-матерью Чаталхёюка. Особенно учитывая, что часто по бокам от трона Кибелы или рядом с ней сидели львы, а на статуэтке из Чаталхёюка леопарды — столь же величественные большие кошки.
Кибела чтилась, как богиня дикой природы, владычица и защитница животных и всего живого, что подчёркивали служащие ей львы — цари зверей. Святилища Кибелы располагались в горах, пещерах, лесах, рощах, у водных источников, там же проводились и посвящаемые ей ритуалы. В горных и пещерных святилищах Кибелы её образ высекали на скалах.
Исследователи культа Кибелы считают, что изначально до персонификации богини в форме женщины, её почитали в виде скалы или большого камня. А также, что она считалась посредницей между границами известного и неизвестного, цивилизованного и дикого, мира живых и мертвых. Её характеризуют, как Мать земли в ее безграничном естественном состоянии, обладающей властью управлять, умягчать жесткость и защищать от угроз.
С завоеванием части Малой Азии греками богиня Кибела стала почитаема и в Греции, её культ объединился с греческой Матерью богов богиней Реей и их стали величать единым именем Рея-Кибела.
Античное искусство представляло Кибелу в виде богато одетой матроны с короной на голове в форме городской стены или башни, часто со скипетром в руках, окружённой львами или в колеснице, запряженной львами, иногда даже верхом на льве. Все эти атрибуты акцентировали Кибелу, как мощнейшую защитную силу, в том числе защитницу городов или городов-государств.
Позже Кибела прославилась и в Римской империи, её культ был введён в Риме в 204 году до нашей эры. Согласно древним книгам, 4 апреля из малоазийского храма Кибелы в Рим был торжественно перевезён древний символ культа богини — темноцветный крупный камень, возможно, метеоритного происхождения.
С тех пор культ Кибелы, под именем «Великой матери», стал государственным и распространился по всей империи, им заведовала особая коллегия жрецов. А с 4 по 10 апреля в Древнем Риме начали праздновать фестиваль Мегалезия в честь богини Кибелы. Название произошло от греческого слово Megale, что означает «Великая».
Поделиться статьей: