Сейчас моей малышке уже 3 месяца и я познала великолепие материнства – я так долго ждала этого момента, что уже отчаялась и усомнилась, что это наступит.
Многогрудая Артемида Эфесская — роскошный символ изобилия
Фигура многогрудой Артемиды Эфесской является одним из наиболее выразительных образов Богини-матери за всю человеческую историю. Существуют различные мнения по поводу интерпретации этого образа, но в любом случае Артемида Эфесская — это потрясающий символ богатейшего изобилия рождающего начала Матери-природы.
Оглавление
- Происхождение Артемиды Эфесской
- Образ Артемиды Эфесской в деталях
- Многогрудые богини других культур
- История культа Богини-матери на землях Эфеса
- Храм Артемиды в Эфесе — одно из Семи чудес света
- Земля под покровительством Богини-матери — Дом Богородицы в Сельчуке
Происхождение Артемиды Эфесской
Артемида Эфесская — это богиня, почитавшаяся в античном греческом городе Эфес, который находился на окраине современного турецкого города Сельчук.
Древние греки заселили территорию будущего города Эфес в XI веке до нашей эры, но эти земли были густо населены еще с эпохи неолита. Здесь на западном побережье Малой Азии с древних пор процветал культ Богини-матери, когда греки захватили данную местность, они интегрировали местную малоазийскую богиню в свой греческий пантеон под именем Артемиды Эфесской. Это не единственный подобный случай в истории греческой цивилизации, например, подобная же история произошла в местечке Апатур Таманского полуострова.
По-видимому, культ местной богини по своим чертам ближе всего оказался к греческой богине Артемиде — богине дикой природы, лесов, охоты и луны. С эпитетом Эфесская Артемида стала богиней-владычицей животных, матерью и покровительницей всего живого.
Изначальное изображение местной малоазийской богини, по мнению исследователей, было вырезано из дерева без особых деталей и украшено драгоценностями, а черты её лица были больше похожи на ближневосточных и египетских божеств. А в еще более ранние времена её почитали в виде священного дерева на горном склоне возле Эфеса.
Когда именно и как сформировался известный нам сейчас образ Артемиды Эфесской доподлинно не известно, знаменитые многогрудые статуи в археологическом музее Эфеса датированы началом нашей эры, а первый греческий храм Артемиды в Эфесе был возведён около 540 года до нашей эры.
Образ Артемиды Эфесской в деталях
Артемида Эфесская — это изображение женского божества в столбовидной вертикальной позе с вытянутыми вперёд руками. В руках она могла держать головы ланей или с её рук могли свисать ленты. Возле Артемиды могли стоять две лани, как на предыдущем фото справа, либо её фигуру могли окружать пчелиные ульи.
На голове Артемиды Эфесской одета корона в форме башни, городской стены с зубцами или миниатюрного изображения её храма. Такая корона символизировала город и означала её покровительство над ним.
Нагрудник Артемиды украшен гирляндой из семян, орехов или желудей. На бюсте богини расположено несколько рядов грудей, которые символизируют её плодородие.
Нижняя часть одеяния богини — тугая юбка, внизу которой из под оборки выглядывают обнаженные ступни. Поза и одежда богини совершенно не типичны для греческих богинь, она скорее похожа на восточный идол. При этом её лицо вполне соответствует греческой традиции.
Юбка Артемиды Эфесской разделена на несколько ярусов, украшенных изображениями голов или полуфигур реальных или мифических животных — львов, грифонов, лошадей, быков и пчёл. Фигурами животных украшаются также и рукава одеяния богини.
Звери, плоды растений и пчёлы в образе Артемиды Эфесской подчёркивают её, как богиню-владычицу животных и всего живого. А множество её изобильных грудей, как материнское кормящее женское начало.
Многогрудая ли на самом деле богиня
Толкование овальных предметов, покрывающих верхнюю часть Артемиды Эфесской, как множественных грудей, началось в поздней античности и стало традиционным. Её называли тогда Efesia Multimammiaили Многогрудая — Полимастос.Некоторые современные исследователи не согласны с таким объяснением.
Они предполагают, что вместо грудей овальные предметы могли быть украшениями, которые церемониально вешали на оригинальную деревянную статую. Возможно, это были тестикулы жертвенных быков, гроздья винограда или тыквы. По этой версии, в поздних копиях статуи Артемиды Эфесской эти округлые предметы могли быть органично включены в её облик.
Ещё одна версия основывается на том, что эфесские земли ранее были заселены хеттами, у которых подобные овальные предметы представляли собой кожаные мешочки из козьей кожи.
По ещё одному предположению, это увеличенные изображения яиц пчёл, так как изображения этих насекомых присутствуют на одежде богини. В греческом мире считалось, что пчёлы размножаются бесполым путем и поэтому они были символом целомудрия. Кроме того, пчёлы были символом Эфеса и появляются на эфесских монетах.
При всей обоснованности этих предположений, версия о многогрудости Артемиды Эфесской выглядит куда более логично. Грудь и соски — это наиболее очевидный символ плодородия и изображение богини плодородия в виде изобильной матери, готовой досыта накормить грудью каждое свое дитя, выглядит очень красиво.
Многогрудые богини других культур
Многогрудые богини встречались и в культурах других народов мира.
Например, в Убейдский период в развитии культуры Месопотамии и ряда смежных областей Передней Азии — Восточное Средиземноморье, Иран, Закавказье, Аравия, который датируется 6-4 тысячелетиями до нашей эры. На статуэтках богинь Убейдской культуры, на их плечах и руках, можно увидеть налепы в виде шишечек, которые интерпретируют схематичным изображением сосков.
Множественные груди можно увидеть и на фигурке Богини-матери цивилизации долины Инда III — II тысячелетия до нашей эры:
История культа Богини-матери на землях Эфеса
Греки-ионийцы поселились на западном побережье Малой Азии около 1050 года до нашей эры. До них здесь проживало несколько разных народов, которых объединял культ почитания Богини-матери.
В разные времена величать её они могли по разному, но суть всегда оставалась неизменной — это была Богиня плодородия, олицетворяющая безграничные силы и могущество рождающего начала природы. Она ассоциировалась с горами, пещерами и плодородной землей.
Первая известная статуэтка Богини-матери Малой Азии датирована 5750 годом до нашей эры и она была найдена во время археологических раскопок в поселении Чаталхёюк.
Она изображена пышной женщиной, сидящей на троне с широко расставленными ногами в окружении леопардов. Форма её тела и треугольная часть низа живота подчеркивают материнство и плодородие, а звери по обе стороны от трона символизируют священную власть богини над животным миром.
В 9 веке до нашей эры Богиню-мать в Малой Азии именовали Кубабой, а чуть позже Кибелой. Одним из главных атрибутов богини Кибелы была корона в форме башни или городской стены с зубцами — она почиталась покровительницей городов. Такая же корона на голове Артемиды Эфесской говорит о том, что она является прямой наследницей Кибелы.
В культе Артемиды Эфесской примечательное место занимало золото, подчеркивающее высокое положение богини. Например, одним из лучших подношений богине были женские статуэтки небольшого размера, выполненные из золота.
Храм Артемиды в Эфесе — одно из Семи чудес света
Греческий храм Артемиды в Эфесе был причислен к Семи чудесам света Древнего Мира.
Первое здание храма Артемиды было возведено в окрестностях Эфеса около 540 года до нашей эры на месте древнего святилища богини плодородия. Оно было из мрамора, 115 метров в длину и 46 в ширину. Периферийные колонны высотой около 13 м составляли двойные ряды, образующие широкий церемониальный проход вокруг внутренней камеры храма, в которой находился культовый образ Артемиды Эфесской.
В 356 году до нашей эры это сооружение было разрушено в результате поджога. Работа по восстановлению храма началась в 323 году и продолжалась много лет. Новый восстановленный храм был больше предыдущего: 137 метров в длину, 69 в ширину и 18 метров в высоту, с более чем 127 колоннами.
Именно эта версия храма была включена в список Семи чудес света и просуществовала более 600 лет до 401 года нашей эры, когда христианство было провозглашено государственной религией Римской империи, в которую в это время входил Эфес.
Если заглянуть между колоннами макета, то можно увидеть статую Артемиды Эфесской:
Сегодня на месте величественного эфесского храма Артемиды можно увидеть лишь единственную колонну, собранную из разрозненных фрагментов, обнаруженных здесь археологами:
Земля под покровительством Богини-матери — Дом Богородицы в Сельчуке
Когда мы посещали древний город Эфес в Сельчуке, то случайно при входе на одну из достопримечательностей — базилику Святого Иоанна Богослова, разговорились с охранником, который был турком и, вероятнее всего, мусульманином, и услышали от него следующее:
«Эта земля всегда была под покровительством богини, материнской энергии, и тысячи лет назад, и сейчас.»
Тысячи лет здесь процветал культ Богини-матери, в наиболее поздние времена ее величали Кибелой и Артемидой Эфесской. А говоря о сейчас, он имел в виду современное особое почитание христианской Богородицы в Сельчуке.
В 7 км от Сельчука находится Дом Богородицы — католическая святыня, где по одному из преданий, Пресвятая Дева Мария жила некоторое время по прибытию в Эфес вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году во время гонения на христиан в Иерусалиме.
По дороге к Дому Богородицы, на возвышенности, с которой открывается чудесный вид на Сельчук, установлена её довольно крупная и красивая статуя золотистого цвета. Фигура Богоматери Марии, с выставленными вперед ладонями, возвышается над городом, словно любящая мать и покровительница, присматривает за ним.
Возле статуи можно увидеть дерево с белыми ленточками — его называют «деревом желаний». Считается, что загадав здесь желание и повязав ленточку на дерево, можно заручиться на его исполнение благословением Девы Марии.
Поделиться статьей: