Сейчас моей малышке уже 3 месяца и я познала великолепие материнства – я так долго ждала этого момента, что уже отчаялась и усомнилась, что это наступит.
Символы плодородия доисторического Кипра
На Кипре, как и на многих других землях, с давних времен существовало поклонение плодородным силам природы.
Археологические раскопки позволяют нам увидеть то, как предки киприотов изображали силы плодородия во времена энеолита или медного века – это 6-5 тысяч лет назад, бронзового и железного веков – 3,6-2,6 тысячи лет назад.
Более ранних находок времен палеолита, как на территории Евразии, на Кипре не обнаружено. А вот находок времен энеолита и более поздних предостаточно. Эти находки очень интересные и совершенно уникальные по своей форме.
Оглавление
- Энеолитические «про-афродиты» острова Кипр
- Фигурки поздней бронзы — «птицеподобные» и с руками на животе
- Кипрские богини с поднятыми руками времен железного века
- Дощечко-образные женские фигурки ранней и средней бронзы
- Самые знаменитые символы плодородия на Кипре — крестообразные статуэтки
Энеолитические «про-афродиты» острова Кипр
Согласно древнегреческой мифологии на территории Кипра, в 25 км к югу от города Пафос родилась из пены богиня красоты, любви и плодородия Афродита.
Женские фигурки времен энеолита доказывают, что древнегреческий культ богини Афродиты лег на уже существовавший в этом регионе тысячи лет могущественный культ плодородия.
Древнегреческий культ почитания женственности в лице богини Афродиты заслуживает отдельного внимания и отдельной статьи. А здесь пойдет речь о «про-афродитах» острова Кипр.
Леди из Лемпы
Женские фигурки времен энеолита, найденные на Кипре довольно многообразны.
Очень примечательным экземпляром является женская статуэтка «Леди из Лемпы», название которой было дано в соответствии с деревней, в которой она была найдена в 1976 году.
«Леди из Лемпы», сделана из известняка, высота 36 см, возраст около 5000 лет, археологический музей Кипра в Никосии
Это уникальная статуэтка из известняка 36 см в высоту представляет из себя обнаженную беременную женщину с короткими расставленными в стороны руками и длинной фаллической шеей.
Женственность этой статуэтки подчеркивается схематичным изображением ее грудей, больших бедер и выпуклого живота. Эти схематичные линии напоминают 2 «женских» треугольника, направленных вершиной вниз.
Нижняя часть фигурки явно указывает на женское начало, а шея и голова четко изображают мужское. Такое единение мужского и женского является очень точным отображением плодородия природы, ведь именно в соединении мужского и женского зарождается жизнь.
Также образ «Леди из Лемпы» можно рассматривать как указание на понимание человеческой природы в целом: голова в виде твёрдого фаллического символа, отвечающая за ум и мышление, таким образом соотносится с мужской природой, а мягкий низ тела с лобковым треугольником, отвечающим за чувственность – с женской природой.
Статуэтка «Леди из Лемпы» была найдена при археологических раскопках поселения времен энеолита в районе деревни Лемпа, что в 4 км к северу от города Пафос.
«Леди из Лемпы» датируют возрастом около 5000 лет. Она была найдена внутри здания, которое специалисты истолковали как культовое сооружение.
Статуэтка довольно крупная, по сравнению с другим находками, поэтому предполагается, что она располагалась в культовом месте. Меньшие по размеру статуэтки, найденные в обычных домах или могилах, рассматриваются как реплики больших статуэток.
Сегодня в Лемпе можно увидеть не только фундаменты древних жилищ, но и посмотреть на результаты археологического эксперимента, проведенного Эдинбургским университетом.
В конце 80-х годов XX века в Лемпе шотландские археологи построили экспериментальную деревню, используя при строительстве только те материалы и орудия, которые были известны и доступны человеку энеолита.
Поселение состоит из нескольких круглых жилищ с глинобитными стенами. В настоящее время некоторые строения уже начали разрушаться.
Восстановленные жилища на раскопках древнего поселения, Лемпа, 4 км от Пафоса, Кипр
Рожающая женщина из Киссонерги
Еще одним интересным экземпляром богини плодородия кипрского энеолита является фигурка рожающей женщины из Киссонерги.
При археологических раскопках в 8 километрах к северу от Пафоса в районе небольшой деревушки Киссонерги была найдена совершенно уникальная статуэтка из глины, представляющая из себя фигурку женщины, сидящей на табурете в акте родов.
Ее также датируют возрастом около 5000 лет. У нее такая же удлиненная фаллическая шея, как и у фигурки из Лемпы.
Глиняная фигурка рожающей женщины из Киссонерги, высота около 20 см, возраст 5000 тысяч лет, археологический музей Кипра в Никосии
Фрагменты статуэток
При археологических раскопках на Кипре находили не только целые фигурки, но и фрагменты статуэток.
Вот к примеру нижняя часть сломанной женской фигурки с характерными надрезами, представляющими женские гениталии.
Фрагмент женской статуэтки времен энеолита, высота около 5 см, археологический музей Кипра в Никосии
Фигурки поздней бронзы — «птицеподобные» и с руками на животе
Во времена позднего бронзового века, 3650-3050 лет назад на Кипре появились 2 новых вида женских фигурок.
Первый вид этих фигурок назван «птицеподобные», так как их округлые глаза, смоделированные глиной очень похожи на птиц.
С ушей «женщин-птиц» зачастую свисают круговые серьги, иногда они держат младенца в левой руке. Их груди и бедра хорошо акцентированы, и также подчеркнут лобковый треугольник.
Считается, что этот тип фигурок имеет связь с Сирией.
«Птицеподобные» женские статуэтки, возраст 3650-3050 лет, археологический музей Кипра в Никосии
Фигурки, принадлежащие ко второму типу, имеют более натуралистичные черты лица, треугольную голову плоскую сверху и более выразительные лица.
Они обычно изображаются с руками, приложенными на живот, лобковый треугольник у этого типа фигурок также подчеркнут.
Вероятнее всего этот тип фигурок тоже был завезен на Кипр со стороны.
Женские статуэтки с руками на животе, возраст 3650-3050 лет, археологический музей Кипра в Никосии
Кипрские богини с поднятыми руками времен железного века
3100 лет назад в начале геометрического периода железного века на Кипре появился другой тип женских статуэток — это богиня с поднятыми руками.
Этот тип фигурок возник в Эгейском регионе и был чрезвычайно популярен на Кипре в течение 500 лет.
Эти фигурки достаточно схематичны, часто с подчеркнутой грудью, украшениями и высоким головным убором.
Женские статуэтки с поднятыми руками, возраст 3100-2600 лет, археологический музей Кипра в Никосии
Дощечко-образные женские фигурки ранней и средней бронзы
Еще одним интересным видом женских статуэток доисторического Кипра являются дощечко-образные женские фигурки.
Их датируют ранним и средним бронзовым веком 4100-3600 лет назад.
Эти фигурки чрезвычайно схематичны по форме и обычно сделаны из камня. Наиболее характерной чертой этих фигурок является их плоское прямоугольное тело с более узким прямоугольником, представляющим шею и голову.
Черты лица, волосы, различные детали тела, одежды и ювелирных изделий либо вырезаны, либо раскрашены на обеих поверхностях фигурок.
У многих из этих фигурок проколоты уши, указывающие на то, что из них могут быть подвешены серьги. Некоторые из этих фигурок представляют собой женщин, которые держат младенцев.
Дощечко-образные женские статуэтки, возраст 4100-3600 лет, археологический музей Кипра в Никосии
Самые знаменитые символы плодородия на Кипре — крестообразные статуэтки
Самые знаменитые символы плодородия доисторического Кипра — крестообразные статуэтки, которых на Кипре было найдено достаточно много.
Они различны по высоте, некоторые из них совсем небольших размеров, их носили на шее в качестве амулета.
Крестообразные символы плодородия, сделаны из пикролита, археологический музей Кипра в Никосии
Помосский идол
Самую известную из крестообразных кипрских фигурок называют «Помосский идол».
Эта статуэтка найдена в районе деревни Помос, около 60 километров севернее Пафоса. Эта крестообразная фигурка из минерала пикролит, то есть видоизмененного серпентина.
Помосский идол датируют возрастом в 5400-4500 лет, размером он около 17 см в высоту.
Особенностью данной статуэтки является то, что на шее у нее изображен кулон точно такой же формы, как и сама статуэтка. Что говорит о прочно укоренившемся в культуре символизме. А также является интересным образцом рекурсии 5000-летней давности.
Помосский идол по центру, высота около 17 см, сделан из пикролита, возраст 5400-4500 лет, археологический музей Кипра в Никосии
Помосский идол считается женской фигуркой, символизирующей плодородие. Но в этой статуэтке значительно сильнее сделан упор на форму креста.
Фигурки из перекрещенных тел
Среди крестообразных фигурок на Кипре найдены и такие, где наглядно показано, что крест получается соединением 2-х тел, положенных перпендикулярно одно на другое в области сердца.
В некоторых фигурках подчеркнуто, что тела — разнополые, в других тела не имеют явно выраженных половых признаков.
Статуэтка слева, в которой перекрещены 2 тела, сделана из пикролита, высота около 13 см, возраст около 5000 лет, археологический музей Кипра в Никосии
Расположение разнополых тел перпендикулярно друг к другу говорит о понимании древними мастерами разницы между женским и мужским началом, и о способе балансирования одного другим с точкой равновесия в центре сердца.
Фигурку на фото выше можно поставить так, что вертикальное тело станет горизонтальным – что подчеркивает их равнозначность.
Соединение 2-х тел в области сердца явно несет в себе символику любви. Мы сегодня так же, как и люди 5000 лет назад, чувствуем любовь в сердце и говорим о сердечной близости.
Символ креста
Символ креста показывает различие и единство мужского и женского начал, как между отдельными разнополыми людьми, так и в одном человеке.
Также во многих крестообразных фигурках вертикальное более крупное тело имеет женские половые признаки, а горизонтальное тело – мужское, что позволяет рассматривать эти фигурки и как один из первых прообразов Богоматери держащей младенца на руках.
Выглядит так, что со временем в фигурках остался лишь символ креста без детализации той истории, каким образом он выкристаллизовался.
Крестианство — вера в любовь и единство в сердце
Помосский идол является предметом древнего культа, который по праву можно назвать Крестианством.
Похоже, что древнее Крестианство символизировало единение мужского и женского, в противовес жестких представлений и предписаний.
Это даже не баланс между реальными или внутренними мужчиной и женщиной — это свобода любви между ними, как между высотой и шириной.
Их сердечное единство включает в себя оба этих пола и в то же время существует вне половой принадлежности и влечения, и когда это происходит, можно уже говорить не о мужской или женской природе человека, но о божественной.
Смотря на помосского идола, возникает необыкновенное чувство близости, даже родства и изумления, так как видишь на шее висящий крестик, так же, как на шеях миллионов современных людей. И это при том, что этот крестик на шее у помосской статуэтки появился более чем за 3 тысячи лет до рождения Иисуса Христа.
Помосский идол рождает чувство потерянности во времени или ощущение какого-то пробела в истории.
Этот крестик на шее навевает мысль о том, что Крестианство – как вера в любовь и единство в сердце существовало задолго до рождения Иисуса, а с ним обрело новую историю.
Помосский идол сегодня стал символом Кипра, с ним продаются различные сувениры и украшения. Помосского идола можно увидеть и на монетах достоинством в 1 и 2 евро, выпущенных после перехода Кипра на евро в 2008 году.
Помосский идол – магнит, монеты в 1 и 2 евро, серебряная подвеска
На въезде в поселок Помос, где была найдена фигурка, стоит памятник помосскому идолу:
Поделиться статьей: