Сейчас моей малышке уже 3 месяца и я познала великолепие материнства – я так долго ждала этого момента, что уже отчаялась и усомнилась, что это наступит.
Прародительница скифов и три её ипостаси
Скифы — это народ населявший Северное Причерноморье и полуостров Крым в начале нашей эры. Скифы почитали плодородные и стихийные силы природы. Они необычайно интересно воплощали это в образах своих богинь, которые с одной стороны похожи на Богинь-матерей других древних культур, вместе с тем очень индивидуальны и имеют свой особенный характер.
Оглавление
- Скифы — что это за народ, где и когда проживали
- Позднескифское царство и его столица Неаполь Скифский
- Верховное женское божество скифов
- Скифская женская троица — Апи, Аргимпаса, Табити
- Богиня Аргимпаса — владычица и защитница зверей
- Богиня Табити — покровительница домашнего очага и родовой общности
- Богиня Апи — хтоническая прародительница скифов
- Скифские защитные амулеты
Скифы — что это за народ, где и когда проживали
Скифы — это древний кочевой народ, населявший с VIII века до нашей эры по IV век нашей эры степи, лесостепи и пустыни Восточной Европы и Средней Азии от Нижнего Подунавья до Алтайских гор. Всю эту огромную территорию называют Скифией.
Но в этой статье речь пойдет только о части скифов, которые проживали в степной зоне Северного Причерноморья, и в особенности на полуострове Крым. В греческих источниках эти земли именовали Великая Скифия.
Изначально скифы Северного Причерноморья были кочевым народом, с VII по IV век до нашей эры их можно было назвать хозяевами степи.
В это же время происходило заселение земель Северного Причерноморья греками, в ходе чего было основано несколько десятков древнегреческих полисов, некоторые из них были построены на скифских землях.
Вновь прибывшие колонисты пытались устанавливать разнообразные военные, культурные и торговые связи со скифами. В некоторые периоды это происходило успешно и мирно, в другие времена отношения между ними становились враждебными, нередко скифы нападали на полисы и грабили их.
В III веке до нашей эры скифы стали вести оседлый образ жизни. Они строили города и крепости, активно перенимали греческие традиции, а их правители стремились иметь все необходимые атрибуты полноценной царской власти, такие как столицу, дворец, армию.
В начале III века нашей эры с приходом следующей волны кочевников — сарматов и аланов, время скифов в Северном Причерноморье закончилось.
Позднескифское царство и его столица Неаполь Скифский
Позднескифское царство, существовавшее с III века до нашей эры по III век нашей эры, характерно тем, что скифы начали жить в своих городах, построенных по типу крепости.
Наиболее известным и изученным из них является Неаполь Скифский, который был столицей царства с начала II века до нашей эры и до начала III века нашей эры.
Неаполь Скифский располагался в центре Крымского полуострова, на Петровских скалах — это территория современного города Симферополь. Место это довольно красивое, сейчас с него открывается великолепная панорама Симферополя.
Название Неаполь или Неаполис является греческим и оно означает «Новый город». Как скифы называли свою столицу не известно, так как скифских письменных источников не найдено и считается, что письменности у них не было.
В 2011 году на территории Неаполя Скифского был открыт историко-археологический музей-заповедник, работающий по сей день. Здесь можно увидеть восстановленную каменную башню над древним мавзолеем, останки винодельческого комплекса, жилых и ритуальных построек.
Одно из зданий Неаполя Скифского состояло целиком из огромного зала с очагом в центре. Вдоль его стен были установлены столбы, которые поддерживали на уровне второго этажа деревянную галерею.
Находки мраморных и терракотовых изображений божеств здесь позволяют предположить, что в этом здании совершались религиозные церемонии и общественные собрания. В классической античной традиции такое здание называется мегарон.
За глинобитным очагом-столиком в центре главного зала неапольского мегарона была найдена вкопанная в пол целая амфора с отверстием в ножке. В древности она наполнялась вином и запечатывалась. Вино из нее постепенно впитывалось в скалу, таким образом оказывалось почтение подземным божествам.
Верховное женское божество скифов
Скифы, как и многие другие народы, например, проживавшие на соседних землях примерно в те же времена меоты или тавры, почитали силы природного плодородия в форме Богини-матери всего живого или Великой богини.
Об этом свидетельствуют сюжеты и образы с изображением и символикой Великой богини на различных предметах и одеяниях из скифских погребений. Но основную информацию о верованиях скифов исследователи получили из работ древнегреческого историка Геродота, по его словам, верховенство в скифском пантеоне имело женское божество.
Распространенным мотивом изображений, обнаруженных на предметах в скифских погребальных сооружениях — курганах является культовая сцена приобщения скифа к Великой богине:
Как видно на фотографиях выше, сцена приобщения скифа к женскому божеству выглядит так: перед сидящей на троне Богиней, держащей в руках зеркало или круглодонный сосуд, стоит на ногах или сидит на коне скиф с ритоном в руке.
По поверьям скифов, ритуальная пища и священные напитки позволяли человеку приобщиться к божеству, заручиться его расположением и поддержкой.
Сосуд в форме рога — ритон, который в руке у человека на обоих сценах приобщения к Богине, предназначался у черноморских скифов для питья культовых напитков при отправлении религиозных обрядов.
Круглодонные сосуды, такие как в руке у Богини со сцены из кургана у села Мерджаны, находили при раскопках поселений раннескифского времени, они были богато орнаментированы символами солнца, земли, растительности — различными образами плодородия Богини-матери.
Сцену предстояния перед Богиней можно также увидеть на надгробных скифских стелах. Здесь человек уже не приобщается к божеству для получения помощи в своей жизни, а переходит в мир иной, где Богиня встречает его, ведь она властвует как над жизнью, так и над смертью. Традиционно в таких случаях Богиня изображалась с рукой, приложенной к сердцу.
Скифская женская троица — Апи, Аргимпаса, Табити
Как я уже говорила, основные сведения о религии скифов были получены из работ Геродота. Он перечислил божеств, почитавшихся скифами и навел их тождественность с греческими богами.
Геродот упоминал по имени три женских божества скифского пантеона — богини Аргимпаса, Табити и Апи.
Скорее всего, в процессе развития символики единый образ Великой богини-матери разделился на трех разных богинь, каждая из которых стала нести в себе какой-то отдельный аспект Богини.
В некотором роде аналогичное явление также можно наблюдать, например, и в Греции, где образ Великой минойской богини, ипостазируясь, порождает целый ряд божественных персонажей, также продолжая существовать в народной религии и в своей изначальной форме.
Так, единый образ скифской Великой богини-матери проявился в 3-х отдельных ипостасях:
- Богиня Аргимпаса стала выражением любви, защиты и покровительства Богини к своим творениям.
- Богиня Табити олицетворила тепло и любовь домашнего очага, объединяющую силу единства.
- Богиня Апи стала отражением хтоничности Богини-матери и ее безграничного плодородия, а также власти над всем миром.
Рассмотрим каждую из трёх скифских богинь подробнее.
Богиня Аргимпаса — владычица и защитница зверей
Согласно Геродоту, богиня Аргимпаса похожа на греческую богиню Афродиту Уранию, то есть Афродиту Небесную — духовную покровительницу красоты, любви и плодородия.
На основании археологических находок, исследователи пришли к выводу, что богиня Аргимпаса изображалась скифами больше похожей на минойскую владычицу зверей или на малоазийскую Богиню-мать Кибелу, нежели на греческую Афродиту.
Так, например, богиня Аргимпаса изображена крылатой и с двумя оленями по бокам на скифской позолоченной бляшке из Александропольского кургана:
Здесь представлено изображение крылатой богини, сидящей на двух оленях. Разведённые в стороны руки богини сливаются с головами животных, а распростёртые горизонтально узкие крылья богини будто накрывают зверей. Голова богини окутана покрывалом, поверх которого надет головной убор. Одежда перехвачена поясом, а грудь выделена концентрическими вдавленными кругами.
В этом изображении богини Аргимпасы четко прослеживаются характерные черты архаистического образа владычицы и покровительницы зверей, хоть олени и не совсем для нее типичны.
Богиня Табити — покровительница домашнего очага и родовой общности
По словам Геродота, богиня Табити пользовалась наибольшим почитанием у скифов. Он называл её «царицей скифов», но сопоставлял при этом с греческой богиней Гестией, игравшей в религиозном сознании греков более, чем второстепенную роль.
Гестия в греческой мифологии была девственной богиней домашнего очага и жертвоприношений, покровительницей семейного согласия и единства. В виде жертвенника с неугасимым огнём она служила грекам символом единения в пределах государства, городской общины, рода или семьи.
Высокое значение Табити в скифской религии может указывать на мировоззрение, в котором огонь домашнего или общественного очага мегарона может являться центральным местом, объединяясь вокруг которого члены семьи или общества могли ощутить силу единства, взаимной поддержки и помощи. Также это может говорить о большом значении семейных и родовых связей в скифском обществе.
Таким образом, вероятно, скифская Табити была богиней огня, домашнего очага и прародительницей, в образе которой воплощалось семейное, родовое или племенное единство.
Мне не удалось найти ни одного подтвержденного скифского изображения богини Табити, возможно, что ее не представляли в женском обличии, а как и греки, почитали непосредственно в виде очага, печи или огня.
Богиня Апи — хтоническая прародительница скифов
Легенда о происхождении скифов
В версии легенды о происхождении скифов, изложенной Геродотом, повествуется:
Геракл прибыл в Скифию, гоня быков Гериона. Во время сна героя его коней похищает обитавшая в Гилее (лесной массив в Скифии, почитаемый скифами в качестве священной рощи) в пещере змееногая дева, которая возвращает их назад только после того, как Геракл вступает с нею в брак.
Отдавая коней, она сообщает, что у нее от Геракла родится три сына, и вопрошает, что делать с ними, когда они вырастут.
Геракл советует отдать во владение землю тому, кто натянет его лук и опояшется его поясом так, как делает это он сам. При этом герой натянул один из двух своих луков, показал способ опоясывания и передал ей лук и пояс с золотой чашей, а затем удалился.
Таким образом, согласно легенде первые скифы произошли от героя Геракла и змееногой девы, обитавшей в священной пещере.
Работы целого ряда исследователей говорят, что в основе геродотовой легенды о змееногой прародительнице скифов и Геракле лежит исконно скифское предание, правда, подвергшееся эллинской обработке. Но в любом случае, во всех вариантах легенды о происхождении скифов фигурирует прародительница скифов — змееногая дева.
Изображения богини Апи
Исследователи скифской культуры пришли к выводу, что змееногая пещерная дева, прародительница скифов — это и есть богиня Апи, которая стала воплощением полуженщины, полузмеи, земного порождающего начала.
Геродот сопоставил богиню Апи с греческой богиней земли Геей.
Изображений богини Апи известно несколько, самое популярное из них было найдено в кургане Цымбалка на золотом конском налобнике:
Богиня Апи изображена здесь змееногой, и завитки из змей, словно её корни, уходят далеко вниз, под землю. На голове богини священный убор, символизирующий плодородие — калаф, из него вверх выходят завитки, словно ветви, направленные к солнцу. Груди богини изображены также в форме завитков.
Змеи символизируют хтоническую суть богини Апи, то есть земную и дикую природную мощь, а также ее связь с подземным миром. В легенде о происхождении скифов упоминается, что она обитала в священной пещере, что также указывает на хтоничность этой богини.
Есть и другой тип изображений Апи, на котором богиня представлялась с растительными побегами вместо ног, что по-видимому, являлось эквивалентом змееногости и также показывало на ее глубинную связь с землей.
К этому типу изображений относится двусторонняя скульптура, найденная в 1882-1883 годах на северном склоне горы Митридат в Керчи:
На этой скульптуре на голове богини Апи можно увидеть убор в виде короны из листьев и бутонов, вместо ног растительные завитки и вся фигура вокруг тоже окружена завитками растений, которые некоторые исследователи интерпретируют, как крылья богини.
Вот ещё одно изображение богини Апи с растительными побегами вместо ног, но здесь ее руки направлены к небу, на голове все тот же священный калаф, вокруг фигуры богини цветы и завитки:
На бляшках из кургана Большая Близница и Александропольского кургана этот образ богини Апи подвергся некоторой модификации и упрощению:
Нижняя часть богини здесь изображена в виде крылообразных завитков, так же, как и завитки в верхней части тела похожи на крылья. На голове Апи сохранен калаф и грудь богини также хорошо подчеркнута.
Три уровня Богини Апи — цветущее Древо Жизни
На изображениях богини Апи, и особенно на конском налобнике из кургана Цымбалка, можно заметить три уровня богини или три области мироздания:
- Нижний хтонический уровень, обозначенный ногами в виде змей или растительных побегов.
- Средний земной уровень, представленный корпусом богини с выраженной грудью.
- Верхний небесный уровень, показанный с помощью роскошного головного убора и растительных завитков.
Такое трехуровневое деление характерно для выражения известной в культурах многих народов идеи Мирового Древа или Древа Жизни.
Богиня с ногами-корнями, уходящими в землю, со стволом-корпусом и ветвями, направленными к небу сама является воплощением Древа Жизни. Славяне называли Древо Жизни центром мира, соединявшим в себе все три уровня мироздания.
Древо Жизни являет собой воплощение нескольких идей. Во-первых, оно отражает взаимосвязь поколений, ведь от корней, то есть предков, происходит питание всего дерева и за счет корней обеспечивается его устойчивость и сила.
Также Древо Жизни иллюстрирует связь мира земного и мира небесного, единение духовного и материального начала. Древо своими корнями уходит в землю и таким образом укреплено в материи, а ветви его, свободно развеваясь на ветру, стремятся к небу.
Еще Мировое Древо – это символ развития и роста. Ведь только укоренившись или обретя прочную основу, становится возможен устойчивый рост и развитие вверх.
Грифоны — необычные спутники скифской богини Апи
Помимо змей Богиню Апи также часто сопровождают грифоны. Например, в изображении богини на конском налобнике из кургана Цымбалка головы грифонов можно увидеть во втором ярусе ее ног.
Грифоны — это мифологические крылатые существа с туловищем льва и головой орла. Поскольку лев считается царем зверей, а орел — царем птиц, то грифон становится особенно могущественным и величественным существом двух миров.
Первые изображения грифоноподобных существ появились в древнеиранском и древнеегипетском искусстве около 3000 года до нашей эры.
В древнегреческой культуре ранние образы грифонов встречаются на дворцовых фресках минойского Крита, датированных 1500 годом до нашей эры, а довольно популярными грифоны становятся у греков в VI — V веках до нашей эры.
Образ грифона являлся распространенным в скифской культуре, возможно, что скифы переняли его от греков.
Согласно греческим текстам, чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют месторождения золота.
Среди археологических находок скифской культуры очень много золотых украшений и других золотых предметов. Очевидно, золото было крайне уважаемо скифами и мифический образ стража золотых запасов — грифона пришелся им очень по душе.
Родство скифской змееногой богини Апи и греческой Медузы Горгоны
Самым близким персонажем греческой мифологии к скифской хтонической богине Апи была Медуза Горгона. Поэтому с увеличением греческого влияния на скифов образ Медузы Горгоны становился все более и более популярен в скифской среде.
Горгоны — это три мифических существа с женским лицом и змеями вместо волос, чей ужасающий взгляд обращал человека в камень. Самые ранние описания горгон встречаются в древнегреческой литературе XII века до нашей эры.
Наиболее известной из трёх сестёр горгон была Медуза Горгона. Медуза представляет собой ярко хтоническое существо, связанное со змеями, растительностью и водной стихией, на изображениях часто имеет чешуйчатое тело или одеяние, бывает крылата, нередко изображается вместе с солнцем и луной.
Медуза переводится с греческого как защитница или покровительница. Медуза Горгона первоначально была ипостасью Великой богини-матери, на одной из греческих икон Горгона названа Всесвятой (Gorgo Panagia), этот эпитет в современном христианстве используется по отношению к Богородице.
Вероятно, для скифов образ Медузы Горгоны стал греческим воплощением их богини-прародительницы Апи. Медуза Горгона и богиня Апи очень схожи в своем хтонизме и природной мощи, в своих связях со змеями, грифонами. Обе они изображаются как грозные владычицы и защитницы, наделенные силами всех природных стихий.
Скифские защитные амулеты
Скифы использовали определенные предметы и изображения для защиты и сохранения себя и своего имущества от сглаза, дурного влияния и негативных событий.
Защитный горгонейон
Горгонейон — это изображение лица Медузы Горгоны, часто с дико высовывающимися змеями и торчащим языком между клыками.
Из-за устрашающего вида Медузы и ее легендарного взгляда, превращающего человека в камень, горгонейон считался защитным символом и в качестве оберега помещался на одежду, украшения, предметы обихода, фасады зданий, двери, стены, оружие и надгробия.
Горгонейоны будучи распространены в греческой среде, стали исключительно популярны у скифов. Возможно, что для скифов это была не Медуза Горгона, а их скифская богиня Апи.
Шиповидные амулеты
Еще одним видом скифских защитных предметов являются шиповидные амулеты. Они представляют собой шишковатые или шипастые кольца разных диаметров, которые могли подходить на роль кольца и браслета.
Шиповидные амулеты были найдены в погребениях, они встречались практически во всех скифских курганах.
Как именно эти амулеты использовались или что обозначали доподлинно не известно, но вероятнее всего, они являлись оберегами и были связаны с почитанием плодородия Великой богини или одной из 3-х её ипостасей.
Ключи — обереги
Среди предметов обихода в Неаполе Скифском были найдены особые декоративные ключи с изображением божеств на стержне. Эти ключи также относятся исследователями к категории защитных амулетов.
Образ ключа использовался во многих культурах. Его рассматривали как знак перехода из земного мира в иное состояние бытия, как символ материального или духовного богатства, как показатель власти или причастности к чему-то особому.
Например, большое количество декоративных ключей было обнаружено в женских могилах эпохи викингов VIII — XI века нашей эры. Эти бронзовые ключи у викингов использовались в качестве символа статуса женщинами и часто были настоящими произведениями искусства, которые хозяйка дома носила на поясе вокруг талии.
Возможно, что у скифов ключи-амулеты имели какое-то подобное значение или использовались как защитные амулеты, соединяющие с силой божества, изображенного на нем, или были оберегами для дома или человека, охраняющими его от плохих влияний или событий.
Поделиться статьей: