Сейчас моей малышке уже 3 месяца и я познала великолепие материнства – я так долго ждала этого момента, что уже отчаялась и усомнилась, что это наступит.
Половецкие образы плодородия и жизненной силы
Половецкая культура, достигшая пика своего развития в 12 веке нашей эры, стала наследницей очень древних обычаев и традиций 3-2 тысячелетия до нашей эры. Культ предков и почитание плодородия — это суть, заложенная в образы половецких каменных скульптур, или как их принято называть, каменных баб.
Оглавление
- Кто такие половцы
- Половецкие каменные изваяния и культ предков
- Половцы — наследники древней культуры
- Характерные особенности половецких каменных баб
- Развитие половецкой скульптуры во времени
- Символы плодородия в половецкой культуре
Кто такие половцы
По́ловцы или кипчаки, как они сами себя называли, это союз тюркских кочевых племен, которые заселили Южнорусское степное пространство в 11 веке, вытеснив кочевников-печенегов.
Половцы кочевали по степям Северного Причерноморья и Крыма, не создавая постоянных поселений, только на зиму образовывали небольшие таборные стойбища – зимники.
Наивысшего экономического и культурного расцвета половецкое общество достигло к концу 12 века, успешно противостоя местным средневековым государствам. В 20-е годы 13 века половецкий союз был разбит вторгшимися монголо-татарами. Вся территория, ранее подчинявшаяся половцам, перешла в подчинение монголов.
Маркером границ расселения половцев являются антропоморфные каменные изваяния. Их принято называть «балбалами», что в тюркских языках означает «камень с росписью или рисунком», или «бабами», что в свою очередь означает предка или героя.
Половецкие каменные изваяния или половецкие бабы связаны с культурой и религиозными воззрениями половцев — с культом предков и погребальным обрядом.
Основным типом захоронений у половцев, как у большинства кочевников, были подкурганные погребения, то есть над погребением насыпался курган.
А на вершину кургана традиционно устанавливались каменные изваяния. На следующей фотографии показано, как выглядит подкурганное захоронение с балбалом на вершине:
Половецкие каменные изваяния и культ предков
Половецкие каменные изваяния представляют собой яркое выражение культурных традиций этого народа, одним из ведущих компонентов в которых был культ предков.
Половцы верили, что каменное изваяние – это новая телесная оболочка души покойного. Поэтому балбалы могли быть мужскими и женскими, в зависимости от захоронения.
Каменное изваяние устанавливали на курган обязательно лицом на восход солнца. Вокруг него могли соорудить ров или каменную оградку, таким образом балбал становился святилищем, возле которого, по крайней мере раз в год, совершался ритуал почитания этого умершего предка.
Половцы верили, что души предков присутствуют на земле и заботятся о своих здравствующих родственниках, соплеменниках, подданных, являясь гарантом стабильности и благополучия.
Некоторые курганы располагали на пересечениях дорог и все проезжающие мимо обязаны были приносить им жертвы и поклоняться.
Традиция почитания своих предков и в нашей современной культуре имеет свое выражение. Люди также ходят на кладбища, совершают ритуалы, приносят свои дары. Различие состоит лишь в типе погребения, у половцев это были курганы, а современные захоронения устроены проще.
Половцы — наследники древней культуры
Половецкая традиция создания каменных изваяний уходит своими корнями в очень глубокое прошлое.
Монументальные скульптуры — каменные бабы, изготовленные из уплощенных обработанных каменных блоков, представляющие стилизованные человеческие фигуры с выступом — «головой» и, иногда, с упрощенно-символическими прорисовками на «теле» имеют распространение со времен эпохи бронзы — 3-2 тысячелетия до нашей эры.
Многие из них сохранились и были найдены в степной полосе России, Южной Сибири, в Азербайджане, Казахстане, Монголии.
Некоторые скульптуры длительно использовались в качестве объектов поклонения – идолов, их также связывают с культом предков. Каменные бабы бронзового века могли быть высотой от 1 до 4 метров.
В изображениях идолов могли быть определенные каноны, например, плотно закрытый рот или отсутствие рта, сложенные на груди руки и т. п. У половецких каменных баб каноном считалось особое положение рук с чашей.
Характерные особенности половецких каменных баб
Всего до наших дней дошло свыше двух тысяч половецких каменных баб. Они изготовлялись из ракушечника, песчаника, известняка или гранита профессиональными резчиками.
Половецкие изваяния изображают мужчин или женщин, стоящих или сидящих, почти всегда со сложенными внизу живота руками и держащими в руках чашу или кубок — поза моления или поклонения.
На многих половецких скульптурах проработаны прическа, детали костюма, украшения, оружие. Некоторые статуи имеют черты портретности.
Есть фигуры, изображенные и полностью обнаженными, у которых прикрыта только голова и обутые ноги. Женские фигуры чаще изображены сидящими, а мужские чаще стоят.
Развитие половецкой скульптуры во времени
Старейшие типы половецких статуй представляют собой стеловидные плоские со слабой детализацией фигуры. Это были грубо обтёсанные каменные столбы, контуры лица которых иногда вырезались в виде «сердечка» с закругленной или заострённой вершиной.
Лица вообще не изображались или наносились Т-образные брови и нос, а глаза и рот могли быть в виде овальных углублений. Такие фигуры впервые появились в половецкой степи приблизительно в первые десятилетия 11 века.
Со временем на половецких фигурах появились руки, которые держали на уровне живота чаши, и круглые выпуклости, которые изображали грудь.
12 век стал временем расцвета половецкой скульптуры и её распространения в половецкой степи. Мужчины и женщины изображались стоя и сидя, всегда с канонизированным положением рук, с хорошо прочерченными чертами лица, с украшениями, амуницией, одеждой.
В конце 13 века происходит заметное упрощение и примитивизация статуй. Перестали декорировать спины и изображать детали причесок и нарядов, убрали детализацию костюмов и с лицевой стороны. Нередко даже лица статуй оставляли гладкими без необходимого, казалось бы, рисунка лица.
Символы плодородия в половецкой культуре
Кроме культа предков в половецкой культуре присутствовало почитание плодородных сил природы. Культ плодородия отчетливо прослеживается в фигурах каменных изваяний.
Женщины, как впрочем, и мужчины, несмотря на очевидное наличие платья или кафтана, изображались с голой грудью, это подчёркивает основное назначение этого органа — кормление рода, что могло иметь ритуальный характер.
Возможно, что обнаженная грудь — это символ небесной груди, питающей своих детей половцев. Ведь во многих тюркских сказках богатырем герой становится только выпив волшебного материнского «золотистого, густого» молока.
У половецких статуй, как правило, полные плечи, грудь и довольно выпуклый живот – символы жизни и плодородной силы.
Каноническая чаша в руках также может быть символом, связанным с культом плодородия, так как во многих культурах символом плодородия является некая емкость или сосуд, как вместилище жизненной силы.
В 13 веке половцы были покорены монголами. Значительная часть памятников половецкой культуры погибла от рук мусульман, однако полностью они уничтожены не были. На протяжении последующих столетий в некоторых славянских поселениях жила традиция отдавать почёт половецким идолам, которые наделялись силой, способной влиять на возрождение природы, плодородность земли, успех общины.
Половецкая мадонна
Среди половецких каменных баб известно одно крайне выдающееся женское каменное изваяние. Оно получило название «Чернухинская мадонна» — это фигура женщины с подчёркнутыми детородными органами и с ребенком у груди.
Чернухинская мадонна была найдена археологами в разрушенном кургане у села Чернухино Луганской области в 1971 году и находится сейчас в Луганском краеведческом музее.
Живой образ Чернухинской мадонны ассоциируется с прародительницей или духом-покровителем рода, к которой обращались за помощью в трудных ситуациях.
Чернухинская мать по канону держит в руках сосуд, у нее обнажены груди, половой орган и бедра, в ушах серьги-подвески и пелерина на плечах.
Но самое удивительное в этой скульптуре то, что у груди матери изображена девочка, и у нее, так же как и у матери, тщательно подчеркнуты признаки пола. Ребёнок лежит поперёк живота матери, головой касаясь правой груди, а левой рукой держится за левую грудь.
Если бы ребенок был мужского пола, то исследователи половецкой культуры не посчитали бы эту скульптуру чем-то совершенно особенным, так как для такого воинственного народа, как половцы, изобразить рождение нового воина было бы вполне логично.
Но на груди Чернухинской мадонны изображена девочка, и таким образом, скульптура скорее указывает на то, что в культуре половцев выделялось значительное место почитанию материнского плодородного начала и сил, дарующих жизнь. А статуя Чернухинской мадонны является таким же рекурсивным символом, как например, Помосский идол, в изображении которого также повторяется он сам.
Поделиться статьей: