Сейчас моей малышке уже 3 месяца и я познала великолепие материнства – я так долго ждала этого момента, что уже отчаялась и усомнилась, что это наступит.
Великая богиня-мать Боспорского царства
Боспорское царство было создано древними греками, но религия и культура здесь сформировались не совсем греческие. Соседние народы оказали на Боспор огромное влияние, вследствие чего культ Верховного женского божества стал преобладающим, как и у местных племен, а изображение Великой богини-матери Боспора сложилось аутентичное и особенное.
Оглавление
- Боспорское царство — где и когда существовало, развитие и упадок, столица
- Верховная богиня Боспора
- 7 основных качеств Великой богини Боспора
Боспорское царство — где и когда существовало, развитие и упадок, столица
Боспорское царство или Боспор — это древнегреческое государство, образованное в конце V века до нашей эры в Северном Причерноморье на Керченском проливе, который назывался в то время Боспор Киммерийский.
Греческие переселенцы появились на северном берегу Чёрного моря в середине VII века до нашей эры. Они основывали независимые полисы на свободных землях побережья Керченского пролива со стороны Крыма и Таманского полуострова.
Их соседями оказались племена тавров, жившие в Крымских горах, кочевавшие в степях скифы, земледельческие племена меотов и синдов, населявшие Таманский полуостров.
Первое время полисы не испытывали давления со стороны местных племен или других кочевников и даже не имели оборонительных стен. Но со временем после нескольких пожаров в греческих городах стали возводиться укрепленные акрополи.
А еще позже, они были вынуждены объединиться в межполисный союз греческих городов обоих берегов Керченского пролива, который стал называться Боспорским царством.
Далее в состав Боспорского царства вошли полисы, расположенные ниже, на прилегающем к Таманскому полуострову побережью Чёрного моря, до территории современного Новороссийска.
Столицей царства и резиденцией боспорских царей был удобно расположенный и обладающий хорошей торговой гаванью город Пантикапей. Остатки Пантикапея можно увидеть сегодня в центре крымского города Керчь — на вершине и склонах горы Митридат.
На другой стороне пролива, на Таманском полуострове центральное место среди боспорских полисов занимал город Фанагория, считавшийся азиатской столицей Боспорского царства. Фанагория была расположена в 25 км от современной станицы Тамань.
В начале III века до нашей эры Боспорское царство расширилось вдоль восточного берега Азовского моря до устья реки Дон за счет строительства выходцами из Боспора города Танаис.
На рубеже III — II веков до нашей эры Танаис из небольшого поселения превратился в цветущий город, который до середины V века нашей эры оставался крупным центром торговли и товарообмена между представителями греческого общества и жителями степи. Остатки Танаиса можно увидеть сейчас в 25 км от Ростова-на-Дону.
В конце I века до нашей эры Боспорское царство стало зависимо от Рима, а в начале VI века нашей эры оно вошло в состав Византии и перестало существовать, как отдельное государство. В 576 году Тюркский каганат победил в войне с Византией и земли Боспора перешли под его власть.
Верховная богиня Боспора
Культура и религия Боспорского царства являлись синкретичными, древнегреческие традиции здесь смешивались с устоями местных племен — скифов, меотов, тавров.
Вера в Верховное женское божество была сильна у всех местных народов и в то же время она была понятна грекам, так как тоже присутствовала в их религии, но в тот момент уже в более развитом виде.
Таким образом в Боспорском царстве мы можем проследить и культ Великой богини-матери, и культы различных греческих богинь, как выражений ее разнообразных качеств и функций.
Великая богиня-мать воплощала в себе высшую силу творения, которая создает, сохраняет и разрушает все существующее. Это древнее и всеобъемлющее божество плодородия, владычица и покровительница всего живого.
В её власти рождение и смерть, ритмы жизни, природные циклы, смены поколений, время, которого для неё самой не существует. Богиня-мать также олицетворяла собой безусловную любовь и теплоту ко всем формам жизни. Она оберегала каждого, согревала теплом домашнего очага, питала и насыщала не только физическими плодами и благами, но и душевными.
При археологических раскопках практически во всех Боспорских городах были найдены терракотовые статуэтки Великой богини-матери.
Великую богиню изображали сидящей на троне с чашей или ритуальной лепешкой в руке. На голове Богини одет особенный и довольно большой головной убор, одета она в длинное платье, верх которого хорошо подчеркивает ее грудь.
Этот тип боспорских статуэток очень аутентичен и характерен. Лепешка или чаша в руке Великой богини говорят о существовании в те времена специального обряда или культового ритуала.
7 основных качеств Великой богини Боспора
Во многих культурах в процессе развития единый и многогранный образ Великой богини-матери разделялся на самостоятельные лики богинь, которые несли в себе те же представления, но с более узкой специализацией и с более тесной связью с определенными явлениями природы.
При этом каждая богиня со временем стремилась приблизиться к единому образу Великой богини, стать ею, взяв на себя все ее атрибуты и функции. И в определенных городах возникали центры почитания этой богини, где она прославлялась как Верховная. Так происходило, например, с греческими богинями Афродитой, Деметрой, Артемидой, с индийскими Кали, Дургой и другими.
Рассмотрим детальнее основные качества Великой богини-матери и то, как они в Боспорском царстве были соотнесены с различными греческими богинями.
1. Царствующее верховное положение
Первым и самым очевидным качеством Великой богини является ее царствующее верховное положение. Как видно на статуэтках, она сидит на троне — царица и владычица мира.
В Древней Греции такое высокое положение занимала богиня Рея. В период поздней античности Рея отождествилась с малоазийской Великой матерью Кибелой и получила имя Рея-Кибела.
В эпоху позднего эллинизма и первые века нашей эры на Боспоре малоазийский культ богини Кибелы был довольно популярен. Кибелу называли «Мать» или «Госпожа Кибела-Мать» и всегда изображали сидящей на троне с башнеобразной короной на голове.
В Малой Азии Кибеле посвящали пещерные святилища, так как само ее имя происходит от слова «полость» или «вместилище», чем пещера и является по сути. Пещера роднит богиню Кибелу со скифской богиней-прародительницей, которая по легенде проживала в священной пещере.
2. Судьбоносность и изменчивость
Великая богиня-мать Боспора заведовала не только рождением и смертью, но и тем, чем будет наполнен путь между ними. Судьба всего мира, отдельной страны или человека была в ее любящих и заботливых руках.
Мир и жизнь непрерывно развиваются, ничто и никогда не стоит на месте: день плавно переходит в ночь, зима в лето, молодость в старость, на смену родителям приходят их дети и внуки — это постоянный поток бытия Великой богини.
В греческой мифология идею судьбоносности воплощала богиня Тюхе. Она почиталась как богиня судьбы и удачи, ее атрибутами были колесо, символизировавшее переменчивость, и рог изобилия.
Культ богини Тюхе в Боспорском царстве был довольно хорошо проявлен, здесь ее изображали также сидящей на троне, очень похожей на Кибелу.
3. Защита и покровительство всему живому
Великая богиня оберегает и защищает свое дитя, как любящая мать. Она берет под свой покров каждого и ведет, окружая любовью, по пути его жизни.
На статуэтках Великой матери Боспора это качество показано через ее большой головной убор — покров над головой.
В греческой мифологии черты покровительства и защиты более всего выражены в богинях Артемиде и Афине. Богиня мудрости, ремёсел и войны Афина широко известна, как покровительница города Афины, сегодняшней столицы Греции, в Боспорском царстве ее культ не был сильно популярен.
Богиня Артемида же на Боспоре была знаменита, возможно, из-за ее связи с Великой богиней тавров.
4. Щедрая плодородность
Щедрое плодородие Великой богини-матери можно увидеть повсеместно в природе. Реки и моря изобилуют рыбой, леса живностью, ветви фруктовых деревьев склоняются под весом множества плодов, поля пестрят цветами самых различных оттенков и т.д. Природа щедра, многообразна и плодородна.
На статуэтках Великой матери Боспора мы видим ее распростертые, но в то же время направленные вперед руки с чашей или лепешкой, она будто предлагает ее взять — дарит свое безграничное плодородие.
Среди греческих богинь качество плодородия более всего выражено в Деметре. В Боспорском царстве культ богини земледелия и плодородия Деметры был крайне популярным.
При археологических раскопках Пантикопея, Горгиппии, Гермонассы и других боспорских городов в каждом были найдены сотни изображений богини Деметры. Чаще всего это терракотовые протомы Деметры, то есть изображения головы или верхней части тела богини, передающие мягкие черты зрелой женщины в венке из колосьев и плодов.
Деметра также часто изображается с ребенком на руках — дочерью Персефоной.
5. Власть над рождением и смертью
Великая богиня-мать создает новые жизни и сопровождает каждого в его последний путь. Неизбежная череда рождения и смерти в природе является выражением стабильности и постоянного обновления Богини-матери.
К процессу завершения жизни в Боспорском царстве относились с глубоким уважением. Захоронения располагали за стенами городов в некрополях — городах мертвых. Они состояли из грунтовых могил и курганов, на которые устанавливались надгробные памятники с рельефами и надписями или антропоморфные стелы.
Одной из самых распространенных тем в боспорской надгробной скульптуре является переход в иной мир, где Великая богиня встречает человека. Например, это были сцены предстояния всадника перед Богиней или загробная трапеза с Богиней.
Еще одним распространённым мотивом боспорских надгробных стел было изображение Богини-матери в особой ритуальной позе — с ладонью одной руки приложенной на сердце.
В боспорских некрополях были найдены специальные ритуальные алтари. Судя по их форме, они, вероятно, использовались в обрядах почитания Богини.
Среди богинь древнегреческого пантеона к царству мёртвых и загробному миру имели отношения богини Персефона, Геката и Медуза Горгона.
Персефона была известна в Боспоре, как богиня, знающая тайну выхода из загробного царства. При раскопках в Горгиппии встречались ее изображения в виде юной девушки с плодом граната в руке, прижатой к груди.
Медуза Горгона в Боспорском царстве также стала популярна, она почиталась как защитница от злых сил, вероятно, что ее образ легко прижился благодаря сходству со скифской змееногой богиней земли Апи.
6. Красота и вдохновение
О потрясающей красоте Великой богини или Богини-матери природы пелись оды во все времена. Человечество жило и будет жить в постоянном восхищении от ее великолепия, вдохновляться ее многообразными проявлениями форм, цветов и ароматов.
В древнегреческой мифологии воплощением красоты, изобилия и любовного вдохновения стала богиня Афродита. Она была необычайно почитаема, как в Греции, так и в Боспорском царстве. На статуэтках и статуях ее изображают в самых различных позах, но они всегда источают грацию и нежность.
Женщины любили украшать себя во все времена, а в Греции грациозность, изящество, гармоничность прекрасного пола даже возводилась в ранг общественной добродетели.
В Боспорском царстве богиня Афродита была очень знаменита, идея многоликой и роскошной красоты Богини-матери здесь была более, чем понятна. На Таманской части Боспора именем Афродиты с эпитетом Апатура даже стали величать саму Верховную богиню, храм которой в местечке Апатур был издавна известен.
7. Тепло домашнего очага и семейного единства
Тепло является одним из самых необходимых для поддержания жизни на земле фактором. Растения начинают развиваться, цвести и плодоносить когда становится теплее, а в холодное время они словно застывают и ждут, когда солнышко снова их обогреет. Древние люди понимали это также, как и мы сейчас.
Поэтому еще одной чертой Великой богини-матери Боспора являлась ее теплота, которую они почитали в виде огня, домашнего очага или солнца.
Для жизни человека важно не только непосредственное физическое тепло, но также и тепло душевное, тепло семейных, родовых связей и общности, покоящихся на любви и заботе о близких.
В скифских верованиях это качество было олицетворено в богине Табити, ее называли «царицей скифов». А у греков — в образах богинь Гера и Гестия, обе они являлись дочерями богини Реи.
Женщина была хранительницей домашнего очага и в античном городе, и в кочевой кибитке. Поэтому ответственность за домашний культ этих богинь обычно ложилась на главную женщину в доме.
Гера почиталась как богиня дома, брака, семьи и деторождения, как покровительница и защитница замужних женщин, благословлявшая брачные союзы. Ее изображали величественной и торжественной, часто возведенной на трон и увенчанной короной. Гера может держать в руке гранат, как символ плодородной крови.
Гестия была богиней домашнего очага, жертвенного огня, семьи и государства. Имя Гестии означает «очаг» или «жертвенник». Очаг являлся ранней формой храма, когда еще не возводились стены, а ритуалы совершались под открытым небом вокруг огня.
В греческой культуре при совершении ритуального почитания богов, первое приношение принимала богиня Гестия и только потом Зевс и другие боги. Любой домашний или общественный очаг считался ее официальным святилищем.
Когда основывался новый город, то пламя из общественного очага Гестии в материнском городе переносилось в новое поселение.
Изначально Гестию чтили непосредственно в виде очага, но со временем ее иногда стали изображать и в женском обличии.
О распространенности культа Гестии в Боспроском царстве не известно, но в любом случае, теплу домашнего очага и семейного единства, как качеству Великой богини-матери, уделялось достаточное внимание и уважение.
Поделиться статьей: