Сейчас моей малышке уже 3 месяца и я познала великолепие материнства – я так долго ждала этого момента, что уже отчаялась и усомнилась, что это наступит.
Афродита Апатура — почитание плодородия на Таманском полуострове
Таманский полуостров в VI веке до нашей эры был колонизирован древними греками. У местного населения полуострова существовал свой уклад жизни, традиции и верования. Они почитали Верховное женское божество плодоносящих и животворящих сил природы, владычицы всего сущего. Святилища местной Богини-матери располагались в особых местах полуострова.
Прибывая на новые земли, греки не уничтожали местную культуру, они пытались соединить свои верования с местными. Так они продолжили пользоваться существующими святилищами местной Богини-матери, при этом дали ей имя одной из богинь своего пантеона – Афродита.
Оглавление
Древнегреческая богиня Афродита
Древнегреческая богиня Афродита ассоциируется с любовью, красотой, удовольствием, страстью, сексуальностью и деторождением. Она входила в число двенадцати великих олимпийских богов.
В современном западном искусстве Афродита стала символом женской красоты и появлялась во многих произведениях западной литературы.
Эпитеты Афродиты — Урания, Пандемос и другие
В древнегреческой традиции было принято присваивать эпитеты разным проявлениям богов. Самыми известными эпитетами богини Афродиты были Урания и Пандемос.
Урания означает «Небесная» или «Духовная», а Пандемос — «Всенародная», то есть более земная.
Также богиню Афродиту в различных древнегреческих городах величали: «Любящая улыбку», «Милосердная», «Мать», «Хозяйка», «Вооруженная», «Стройная», «Та, которая откладывает старость», «Чёрная».
Ближневосточные корни богини Афродиты
Современные учёные отмечают, что в самых древних слоях культа Афродиты ярко проявлялись воинственные аспекты богини, которые со временем полностью исчезли. Греческий географ II века нашей эры Павсаний писал, что в Спарте Афродиту почитали, как Афродиту Арею, что означает «Воинственная».
Также исследователи культа Афродиты указывают на ее изначальную схожесть с богиней Астартой, которая была в свою очередь финикийским олицетворением месопотамской богини Иштар. Богиня Иштар славилась своей сексуальностью и воинственностью, а также имела титул Царицы Небесной.
Таким образом, вероятнее всего, богиня Афродита имела ближневосточное происхождение и изначально представляла собой хтонические силы плодородия природы, заведующие рождением и смертью, была грозной покровительницей всего живого, воплощала собой безусловную любовь во всех ее проявлениях, в том числе и плотских.
Со временем в греческой мифологии Афродита превратилась в такую легкую и воздушную богиню любви, красоты и молодости.
Таманская Афродита Апатура
Особенностью Таманского полуострова и соседних с ним земель в античные времена была синкретичность его культуры. Древние греки и местные синдо-меотские племена здесь соседствовали и активно влияли друг на друга.
В среде синдо-меотского населения на протяжении длительного времени имела широкое распространение вера в великое женское божество — Богиню-мать, родительницу и покровительницу всего живого на земле, наделенную хтоническими силами и царственной властью над всем сущим.
В кругу греческого населения эти идеи персонификации плодородных и могущественных сил природы олицетворились в образах различных богинь: Деметры, Коры, Персефоны, а также Артемиды и Афродиты.
На Таманском полуострове первенство взяла именно богиня Афродита, возможно из-за ее восточного происхождения, или по какой-то иной причине. Здесь очень ярко проявился культ Афродиты с эпитетом Урания, ее основное святилище находилось в месте под названием Апатур, поэтому таманскую Афродиту называют Афродита Апатура.
Судя по большому числу надписей, найденных исследователями, Афродита Апатура почиталась в течение нескольких столетий широкими слоями греческого и синдо-меотского населения.
Эпитет Апатура — значение и происхождение
Апатур — это древнегреческое поселение или центр поклонения Афродите, существовавший в V веке до нашей эры на берегу Таманского залива в округе современной станицы Тамань.
Вероятнее всего, в этом месте под названием Апатур существовало ранее древнее святилище Богини-матери, которая при греках была олицетворена с богиней Афродитой и святилище стало мощным центром почитания Афродиты с эпитетом Апатура.
Происхождение уникального таманского эпитета богини Афродиты Апатура имеет несколько версий.
В научной литературе распространено мнение, что Апатура происходит от названия греческого родового праздника Апатурий. Но праздник Апатурий в греческом мире никогда не был связан с богиней Афродитой, но всегда либо с Афиной, либо с Зевсом.
Еще одна версия происхождения эпитета Апатура гласит, что он произошел от греческого слова «обман», и Афродита Апатура дословно означает Афродита-Обманщица.
Сторонники этой версии приводят древнегреческий миф, в котором во время битвы богов-олимпийцев с титанами богиня Афродита уловками заманивала титанов по одному в пещеру, где их убивал Геракл.
Еще есть версия, что название святилища Апатур могло являться местным топонимом. В пользу этой версии говорит упоминание древнегреческим географом Гекатеем Милетским около 500 года до нашей эры «залива Апатур в Азии».
Распространение культа Афродиты Апатуры
Афродиту Апатуру почитали не только в местечке Апатур.
Во времена Боспорского царства Афродита Апатура стала очень почитаемой богиней на территории всего царства, то есть не только на Таманском полуострове, но и в степном Крыму на Керченском полуострове, и вдоль восточного берега Азовского моря до устья реки Дон, и по берегу Чёрного моря до современного города Новороссийск.
Античный историк Страбон упоминал Апатур — святилище Афродиты и чуть ниже писал: «есть и в Фанагории знаменитое святилище Афродиты Апатуры».
Фанагория была расположена на Таманском полуострове в 25 км от современной станицы Тамань, где в те времена существовал город Гермонасса. Фанагория служила второй азиатской столицей Боспорского царства.
Особенности культа Афродиты Апатуры
Многообразие облика богини в святилищах
Археологи исследовали несколько святилищ Афродиты Апатуры. При этих раскопках было замечено, что в святилищах допускалось многообразие религиозного облика богини. Это выглядело так, что в нем поклонялись различным божествам, объединенным под эгидой Афродиты Апатуры.
Например, при раскопках святилища в окрестностях Фанагории на Майской горе было найдено особое место для хранения, заполненное обломками тысяч протом различных богинь — скульптурных изображений головы и верхней части тела.
Это были протомы богини Деметры, Артемиды, Коры и, конечно, Афродиты. Святилище на Майской горе существовало примерно с V по II век до нашей эры.
Возможно, что во времена существования этого святилища происходила определённая синкретизация и универсализация, складывался общий культ великой богини. Она совмещала в себе некоторые черты Артемиды, Коры, Деметры и также местного женского божества.
Связь Афродиты Апатуры с природой и грязевыми вулканами Тамани
Культ Афродиты Апатуры был неразрывно связан с природой — горами, землей, водой. Ведь она олицетворяла собой саму природу, с ее творящими жизнь силами. Афродита могла изображаться с растительными побегами вместо ног, что являлось выражением ее хтонической сути.
Для многих культур и народов характерно устраивать святилище Богини-матери в тех местах, где особенно ярко проявлялось своеобразие местной природы.
Особенностью природы Таманского полуострова являются грязевые вулканы, поэтому некоторые святилища Афродиты Апатуры располагались в близости к ним. Например, святилище на Майской горе находилось между двумя грязевыми вулканами.
Верховенство в загробном мире
Афродита Апатура, как богиня плодородных животворящих сил, также имела связь с загробным миром, как и древняя Богиня-мать местных племен Таманского полуострова.
Множество изображений Афродиты Апатуры были найдены археологами в погребениях, что обозначало сопровождение богиней умерших в мир иной или ее властвование в загробном мире.
Вообще на территории Боспорского царства некое женское божество часто фигурировало на надгробных стелах. Возможно, это была Афродита Апатура или ее прародительница — Богиня-мать синдо-меотских племен.
Одна из самых распространенных тем в надгробной скульптуре Боспора был переход или путешествие в иной мир. Например, на стелах изображалась сцена выезда всадника к Богине или сцены предстояния человека перед Богиней, подразумевающий его переход в другое состояние.
Также на Боспоре были распространены стелы с изображением Богини с рукой, приложенной к сердцу. Этот жест Богини выглядит и ощущается, как глубоко сакральный, несущий особый смысл и энергию.
Поделиться статьей: