Свет ясный очень любит тьму, добро пожаловать на Матьма.ру

Афродита Апатура — почитание плодородия на Таманском полуострове

Таманский полуостров в VI веке до нашей эры был колонизирован древними греками. У местного населения полуострова существовал свой уклад жизни, традиции и верования. Они почитали Верховное женское божество плодоносящих и животворящих сил природы, владычицы всего сущего. Святилища местной Богини-матери располагались в особых местах полуострова.

Прибывая на новые земли, греки не уничтожали местную культуру, они пытались соединить свои верования с местными. Так они продолжили пользоваться существующими святилищами местной Богини-матери, при этом дали ей имя одной из богинь своего пантеона – Афродита.

Оглавление

Древнегреческая богиня Афродита

Древнегреческая богиня Афродита ассоциируется с любовью, красотой, удовольствием, страстью, сексуальностью и деторождением. Она входила в число двенадцати великих олимпийских богов.

В современном западном искусстве Афродита стала символом женской красоты и появлялась во многих произведениях западной литературы.

Эпитеты Афродиты — Урания, Пандемос и другие

В древнегреческой традиции было принято присваивать эпитеты разным проявлениям богов. Самыми известными эпитетами богини Афродиты были Урания и Пандемос.

Урания означает «Небесная» или «Духовная», а Пандемос — «Всенародная», то есть более земная.

Также богиню Афродиту в различных древнегреческих городах величали: «Любящая улыбку», «Милосердная», «Мать», «Хозяйка», «Вооруженная», «Стройная», «Та, которая откладывает старость», «Чёрная».

Афродита лежащая, глина, III век до н.э., Анапский археологический музей

Ближневосточные корни богини Афродиты

Современные учёные отмечают, что в самых древних слоях культа Афродиты ярко проявлялись воинственные аспекты богини, которые со временем полностью исчезли. Греческий географ II века нашей эры Павсаний писал, что в Спарте Афродиту почитали, как Афродиту Арею, что означает «Воинственная».

Также исследователи культа Афродиты указывают на ее изначальную схожесть с богиней Астартой, которая была в свою очередь финикийским олицетворением месопотамской богини Иштар. Богиня Иштар славилась своей сексуальностью и воинственностью, а также имела титул Царицы Небесной.

Таким образом, вероятнее всего, богиня Афродита имела ближневосточное происхождение и изначально представляла собой хтонические силы плодородия природы, заведующие рождением и смертью, была грозной покровительницей всего живого, воплощала собой безусловную любовь во всех ее проявлениях, в том числе и плотских.

Богиня Афродита Пандемос (Земная) на козе, олицетворяющей плодородие и плодовитость, реплика с мраморного рельефа I века н.э., санкт-петербургский музей истории религии

Со временем в греческой мифологии Афродита превратилась в такую легкую и воздушную богиню любви, красоты и молодости.

Терракотовые статуэтки богини Афродиты: слева — сидящая на скале, справа — с уткой и корзиной с фруктами, II век до н.э., Таманский археологический музей

Таманская Афродита Апатура

Особенностью Таманского полуострова и соседних с ним земель в античные времена была синкретичность его культуры. Древние греки и местные синдо-меотские племена здесь соседствовали и активно влияли друг на друга.

В среде синдо-меотского населения на протяжении длительного времени имела широкое распространение вера в великое женское божество — Богиню-мать, родительницу и покровительницу всего живого на земле, наделенную хтоническими силами и царственной властью над всем сущим.

Верховное женское божество на троне, Таманский археологический музей
Статуэтки верховной богини на троне, V — VI век до н.э., Керченский историко-археологический музей
Женское божество плодородия, VI век до н.э., Керченский историко-археологический музей

В кругу греческого населения эти идеи персонификации плодородных и могущественных сил природы олицетворились в образах различных богинь: Деметры, Коры, Персефоны, а также Артемиды и Афродиты.

Протомы богини из района Фанагории, глина, IV век до н.э. — III век н.э., Таманский археологический музей

На Таманском полуострове первенство взяла именно богиня Афродита, возможно из-за ее восточного происхождения, или по какой-то иной причине. Здесь очень ярко проявился культ Афродиты с эпитетом Урания, ее основное святилище находилось в месте под названием Апатур, поэтому таманскую Афродиту называют Афродита Апатура.

Судя по большому числу надписей, найденных исследователями, Афродита Апатура почиталась в течение нескольких столетий широкими слоями греческого и синдо-меотского населения.

Глиняная статуэтка Афродиты Апатуры из античного города Горгиппия (Анапа), I век до н.э. — I век н.э., Анапский археологический музей

Эпитет Апатура — значение и происхождение

Апатур — это древнегреческое поселение или центр поклонения Афродите, существовавший в V веке до нашей эры на берегу Таманского залива в округе современной станицы Тамань.

Вид на Таманский залив на подъезде к станице Тамань

Вероятнее всего, в этом месте под названием Апатур существовало ранее древнее святилище Богини-матери, которая при греках была олицетворена с богиней Афродитой и святилище стало мощным центром почитания Афродиты с эпитетом Апатура.

Происхождение уникального таманского эпитета богини Афродиты Апатура имеет несколько версий.

В научной литературе распространено мнение, что Апатура происходит от названия греческого родового праздника Апатурий. Но праздник Апатурий в греческом мире никогда не был связан с богиней Афродитой, но всегда либо с Афиной, либо с Зевсом.

Еще одна версия происхождения эпитета Апатура гласит, что он произошел от греческого слова «обман», и Афродита Апатура дословно означает Афродита-Обманщица.

Сторонники этой версии приводят древнегреческий миф, в котором во время битвы богов-олимпийцев с титанами богиня Афродита уловками заманивала титанов по одному в пещеру, где их убивал Геракл.

Еще есть версия, что название святилища Апатур могло являться местным топонимом. В пользу этой версии говорит упоминание древнегреческим географом Гекатеем Милетским около 500 года до нашей эры «залива Апатур в Азии».

Распространение культа Афродиты Апатуры

Афродиту Апатуру почитали не только в местечке Апатур.

Во времена Боспорского царства Афродита Апатура стала очень почитаемой богиней на территории всего царства, то есть не только на Таманском полуострове, но и в степном Крыму на Керченском полуострове, и вдоль восточного берега Азовского моря до устья реки Дон, и по берегу Чёрного моря до современного города Новороссийск.

Терракотовая статуэтка богини Афродиты Апатуры из античного города Танаис, расположенного в устье реки Дон, археологический музей-заповедник Танаис

Античный историк Страбон упоминал Апатур — святилище Афродиты и чуть ниже писал: «есть и в Фанагории знаменитое святилище Афродиты Апатуры».

Фанагория была расположена на Таманском полуострове в 25 км от современной станицы Тамань, где в те времена существовал город Гермонасса. Фанагория служила второй азиатской столицей Боспорского царства.

Руины античного города Гермонасса, станица Тамань

Особенности культа Афродиты Апатуры

Многообразие облика богини в святилищах

Археологи исследовали несколько святилищ Афродиты Апатуры. При этих раскопках было замечено, что в святилищах допускалось многообразие религиозного облика богини. Это выглядело так, что в нем поклонялись различным божествам, объединенным под эгидой Афродиты Апатуры.

Например, при раскопках святилища в окрестностях Фанагории на Майской горе было найдено особое место для хранения, заполненное обломками тысяч протом различных богинь — скульптурных изображений головы и верхней части тела.

Это были протомы богини Деметры, Артемиды, Коры и, конечно, Афродиты. Святилище на Майской горе существовало примерно с V по II век до нашей эры.

Возможно, что во времена существования этого святилища происходила определённая синкретизация и универсализация, складывался общий культ великой богини. Она совмещала в себе некоторые черты Артемиды, Коры, Деметры и также местного женского божества.

Несколько протом богинь из тысяч найденных в святилище на Майской горе, терракота, V век до н.э., Таманский археологический музей

Связь Афродиты Апатуры с природой и грязевыми вулканами Тамани

Культ Афродиты Апатуры был неразрывно связан с природой — горами, землей, водой. Ведь она олицетворяла собой саму природу, с ее творящими жизнь силами. Афродита могла изображаться с растительными побегами вместо ног, что являлось выражением ее хтонической сути.

Для многих культур и народов характерно устраивать святилище Богини-матери в тех местах, где особенно ярко проявлялось своеобразие местной природы.

Особенностью природы Таманского полуострова являются грязевые вулканы, поэтому некоторые святилища Афродиты Апатуры располагались в близости к ним. Например, святилище на Майской горе находилось между двумя грязевыми вулканами.

Грязевой вулкан Плевак на мысе Пеклы, посёлок Кучугуры, Таманский полуостров
Берег Таманского полуострова, станица Тамань

Верховенство в загробном мире

Афродита Апатура, как богиня плодородных животворящих сил, также имела связь с загробным миром, как и древняя Богиня-мать местных племен Таманского полуострова.

Множество изображений Афродиты Апатуры были найдены археологами в погребениях, что обозначало сопровождение богиней умерших в мир иной или ее властвование в загробном мире.

Медальон от погребального венка с изображением Афродиты Урании-Апатуры с двумя Эротами и скипетром из Горгиппии, I — III век н.э., Краснодарский историко-археологический музей-заповедник

Вообще на территории Боспорского царства некое женское божество часто фигурировало на надгробных стелах. Возможно, это была Афродита Апатура или ее прародительница — Богиня-мать синдо-меотских племен.

Одна из самых распространенных тем в надгробной скульптуре Боспора был переход или путешествие в иной мир. Например, на стелах изображалась сцена выезда всадника к Богине или сцены предстояния человека перед Богиней, подразумевающий его переход в другое состояние.

Боспорские надгробные стелы со сценой предстояния перед Богиней, Таманский археологический музей

Также на Боспоре были распространены стелы с изображением Богини с рукой, приложенной к сердцу. Этот жест Богини выглядит и ощущается, как глубоко сакральный, несущий особый смысл и энергию.

Боспорская надгробная стела с изображением Богини с рукой, приложенной к сердцу, Таманский археологический музей

Поделиться статьей:  

Читайте также статьи из МатьмаМатьма в культурах народов мира:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Отзыв о лечении

Сейчас моей малышке уже 3 месяца и я познала великолепие материнства – я так долго ждала этого момента, что уже отчаялась и усомнилась, что это наступит.

Посмотреть остальные

Бочарова Елена
г. Краснодар
Отзыв о Рейки

Результаты от работы с Рейки конечно удивительные, оказалось что чудеса всегда рядом, нужно только открыть глаза.
Дистанционная работа получается превосходно.

А в целом могу сказать, что жизнь моя развернулась в другую сторону и эти изменения мне нравятся!

Посмотреть остальные

Нивидимова Ольга
г.Иркутск
Отзыв о Матьма

Изменения есть и они значительны! Их даже замечают близкие мне люди.
Понимание и ощущение того, что я родилась женщиной приносит настоящее удовольствие и наслаждение)

С инициацией в Матьма появилось что то такое, что позволяет мне чувствовать и ощущать себя периодически матерью ВСЕМУ.
Особенно хорошо это действует на социум, если кто то из вне начинает раздражать, что то поднимается во мне, окутывает и меня и источник раздражения и это позволяет мне прибывать в безмятежной гармонии!

Посмотреть остальные

Котик Яна
г. Краснодар
Отзыв о Рейки

"Это ведь чудо, какое же счастье посмотреть с утра здорового ребенка!" - сказал наш врач. Каждая мама поймет какое это на самом деле счастье!!!

Не смотря на то, что страшный диагноз позади, я продолжаю каждый день делать дочери сеансы Рэйки. Возможно именно поэтому мы и не заметили как у доченьки резались зубки.

Посмотреть остальные

Долотова Надежда
г. Анапа
Отзыв о Рейки

Забавно, что теперь моя дочь(ей уже 2 года), берет мою руку и прикладывает к нужному месту на своем теле, будто нуждаясь в целебном потоке...
здорово, что все мы забыли дорогу в аптеку (как раз 3 года назад, как только я прошла свое первое посвещение – совпадение?).

Мы переехали в дом, наши отношения с любимым становятся все более и более гармоничными..(и все положительные перемены стали происходить последние 3 года…- снова совпадение?) может быть… только я не перестану использовать рейки при любом удобном случае!

Посмотреть остальные

Быстрова Марина
г. Сочи
Отзыв о Кундалини Рейки

После лечила себя пять дней, и на пятый день ощутила прикосновение ладоней у себя на пятках. Я даже вздрогнула, но подумала, что задремала, и час меня не отпускало и по ногам шла энергия, ноги просто гудели. Придя на вторую ступень, узнаю, что это мастер приходит и через пятки посвящает, я была в восторге от того, что это со мной происходит!

Огромная благодарность Оле за Кундалини, за возможность изменить жизнь в лучшую сторону, за осознание старых убеждений и установок и видения мира по новому, другими глазами!

Посмотреть остальные

Мнеян Рузанна
г. Иркутск
Отзыв о Матьма

Инициацию канала Матьмы я получила в феврале 2010 г. Спустя какое то время многие мои знакомые стали отмечать, что я стала женственнее, мягче, мне стало нравиться носить платья, хотя раньше я предпочитала спортивный стиль,

Мне стало нравиться мое отражение в зеркале, стали меняться отношения с мужем в том числе сексуальные, гораздо легче разрешаются конфликты.

Посмотреть остальные

Богатырева Мария
г. Санкт-Петербург
Присоединяйтесь к нам в соцсетях
Матьма.ру
+7 929 823-38-99
Telegram, WhatsApp
мы в Шарм-эль-Шейхе
пн-вс: 11-21 (мск)
love@matma.ru

Все статьи авторские, перепост статей полностью или частично разрешен с условием размещения в конце статьи прямой индексируемой ссылки на страницу оригинальной статьи.


Яндекс.Метрика

© 2011-2024 Матьма.ру · Любить всецело · 350031, Россия, г. Краснодар, п. Березовый, ул. Декоративная 1 · 46619, Египет, г. Шарм-эль-Шейх, район Наама Бэй