Сейчас моей малышке уже 3 месяца и я познала великолепие материнства – я так долго ждала этого момента, что уже отчаялась и усомнилась, что это наступит.
Таврская богиня Дева и ее культ в Херсонесе
Античный полис Херсонес Таврический, основанный на юго-западном побережье Крыма во времена греческой колонизации Северного Причерноморья, известен довольно необычным культом почитания богини с именем Дева. Судя по всему, богиня Дева стала олицетворением таврской Богини-матери, богини плодородия всей природы и покровительницы всего живого на земле.
Оглавление
- Тавры — где и когда они проживали
- Таврская Богиня-мать
- Херсонес Таврический
- Культ богини Девы в Херсонесе
- Храмы богини Девы
- Свидетельства почитания богини Девы в Херсонесе
Тавры — где и когда они проживали
Тавры — это народ, населявший в древности горные и южнобережные районы полуострова Крым.
Самоназвание этого народа неизвестно, а таврами их назвали древние греки при колонизации крымских земель в VII-V веках до нашей эры, предположительно по культу тавра (taurus — бык) у этого народа. От тавров пошло название всего полуострова — Таврика или Таврида.
Тавры упоминались в трудах греческих и римских историков и географов, начиная с VI века до нашей эры и по I век нашей эры. В поздний период их стали называть тавроскифами, так как в начале нашей эры они смешались с бывшими степными кочевниками скифами.
В античной литературной традиции прочно утвердилось мнение о таврах, как о диких племенах, основным занятием которых был грабеж и пиратство. Но результаты археологических исследований таврских поселений свидетельствуют, что основным занятием тавров уже в VIII — V веках до нашей эры было земледелие и скотоводство, а для приморских жителей — рыболовство. Пиратство, видимо, было для тавров чем-то в роде подсобного промысла.
Социальное устройство тавров представляло собой общину с ярко выраженными родоплеменными отношениями.
Характерные таврские захоронения представляют ящик из четырех каменных плоских плит, иногда весьма массивных, перекрытых сверху пятой. Эта конструкция очень напоминает дольмены Кавказа, но дольменная культура на Кавказе просуществовала примерно до 1300 года до нашей эры, а история тавров происходит на несколько веков позже.
Таврская Богиня-мать
В религиозных представлениях тавров главное место занимало женское божество — Богиня-мать всего сущего, всей жизни — воды, земли, солнца, людей, животных и растений.
Таврская Богиня-мать представляла собой всю мощь плодородия и изобилия природы, бесконечно рождающую и заботливо оберегающую своих детей. Она несла собой силу рождения, а значит и смерти, что делало ее божеством не только земного мира, но и подземного.
Имя таврской Богини-матери неизвестно, так как письменные источники, освещающие жизнь тавров, крайне скудны.
Некоторое представление о характере почитания таврской Богини-матери дает находка лесного святилища тавров близ Ялты, функционировавшего в первые века нашей эры.
В святилище найдены различные терракотовые статуэтки, изображающие Богиню. Среди них есть статуэтки в греческом стиле и оригинальные таврские, представляющие собой нечто вроде пирамидок из плохо обожженной глины.
Среди приношений Богине были различные монеты, кости домашних животных и предметы женского обихода — кольца, браслеты, пряжки и тому подобное.
Древние греки, поселившиеся на землях тавров, назвали их Богиню именем Парфенос, что в переводе с греческого означает Дева. Это позволяет предположить, что важным аспектом, почитаемым таврами в Богине-матери была её девственность.
Это может показаться противоречивым, учитывая фертильную функцию Богини-матери, но для древних девственность представляла собой первозданность и концентрацию плодородия в ее изначальном потенциальном качестве. Также девственность связывали с силой, независимостью и абсолютной властью. И это несомненно качества великой Богини-матери, дарующей жизнь и владеющей ею.
Херсонес Таврический
В начале V века до нашей эры на юго-западное побережье Крыма, где проживали тавры, прибыли древние греки и основали свой полис — Херсонес Таврический. Руины древнего Херсонеса можно увидеть сейчас в городе Севастополь.
Херсонес представлял собой типичный эллинистический полис, но среди греческих колоний Северного Причерноморья он занимает особое место.
Городская жизнь в Херсонесе непрерывно просуществовала вплоть до конца XIV века, не смотря на то, что власть над городом переходила от одного государства к другому несколько раз.
В самом начале нашей эры греческое правление в Херсонесе сменилось на римское, а в V веке город вошёл в состав Византии. В 988 году киевский князь Владимир захватил город и принял здесь крещение. В XIII веке южный берег Крыма подвергался нападениям турков-сельджуков и монгольских орд. В середине XIV века контроль над Херсонесом осуществляли генуэзцы.
Таким образом, на протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья.
Культ богини Девы в Херсонесе
К числу отличительных особенностей Херсонеса Таврического относится также почитание здесь таврской Богини-матери, именуемой греками Парфенос – Дева. Наиболее ранние сведения о культе Девы в Херсонесе восходят к IV веку до нашей эры.
Богиня Дева считалась покровительницей Херсонеса Таврического и занимала первое место в пантеоне верховных богов. Культ Девы играл значительную роль в религиозной и общественной жизни херсонеситов.
Обычно при колонизации земель греки несли свою культуру и своих богов. И даже если у местного населения существовал мощный культ почитания какой-то богини, то греки находили ей эквивалент среди богинь своего пантеона и именовали по своему.
Так, например, произошло в городе Эфес, где древняя местная богиня плодородия была отождествлена с греческой богиней Артемидой, она стала носить имя Артемида Эфесская и знаменита в этом имени по сей день. Также произошло на Таманском полуострове в городе Апатур, местная богиня плодородия была названа именем греческой Афродиты — Афродита Апатура.
Поэтому довольно удивительно, что таврской Богине в Херсонесе не дали имя какой-то греческой богини, а лишь именовали ее эпитетом Парфенос — Девственная или Дева.
Эпитет Парфенос греки чаще всего применяли к богине Афине, в честь которой названа столица Греции Афины, но в Херсонесе этот эпитет стал употребляться в самостоятельном виде, как имя Богини-матери.
Близость таврской Девы и греческой Артемиды
Греческая богиня Артемида ближе других по духу соответствовала древнему местному таврскому божеству, их изображения схожи в некоторых моментах.
Артемида в древнегреческой мифологии представляет собой вечно юную богиню охоты, плодородия, женского целомудрия, покровительницу всего живого, дающую счастье в браке и помощь при родах. Артемиду часто изображали в сопровождении оленя, с луком и стрелами.
Также на ранних изображениях в Херсонесе богиню Деву всегда сопровождал олень, а в руках у нее был лук и стрелы. Тем не менее, имя Артемиды таврской Богине-матери также не было дано.
Храмы богини Девы
Храм богини Девы в Херсонесе
В центральной части Херсонеса находился храм богини Девы, который являлся самым главным и богатым храмом города. Храм содержал статую богини, а возле храма стоял ее алтарь.
В честь Девы в городе проводился специальный праздник — Партении, который длился несколько дней и являлся главным праздником полиса. Праздник сопровождался торжественной процессией, церемонией награждения отличившихся горожан и спортивными состязаниями. Во время праздника херсонеситы приносили в храм Девы сосуды с дарами богине.
Таврское святилище Девы
Помимо древнегреческого храма Девы в самом Херсонесе, в письменных источниках упоминается также еще один храм Девы, расположенный в 17 км от города. Вероятнее всего он был таврский.
Античный историк Страбон так писал о Херсонесе: «есть святилише Девы, какой-то богини, имя которой носит и находящийся перед городом, на расстоянии ста стадиев, на мысе, называемом Парфением. В святилище находится статуя богини».
Точное местонахождение этого таврского святилища богини Девы не установлено. По наиболее популярному предположению, оно располагалось на мысе Фиолент или на каком-то мысе рядом с Фиолентом.
В пользу Фиолента говорят сакральные традиции этого места, ведь здесь найдено пять христианских храмов раннего Средневековья, не считая существующего доныне Георгиевского монастыря. Возможно, эта местность носила сакральный характер и во времена тавров.
Свидетельства почитания богини Девы в Херсонесе
На протяжении нескольких веков в Херсонесе Таврическом процветал культ богини Девы. Он имел значение не только личное и религиозное — люди обращались к Богине за помощью и защитой, но и государственное — жрецы храма Девы принимали активное участие в общественных и правительственных делах.
По данным херсонесской эпиграфики, коропластики и, особенно, нумизматики можно получить представление о том, какое место занимала богиня Дева в жизни города.
Эпиграфика — присяга, декреты, посвятительные и надгробные надписи
Среди надписей, относящихся к культу Девы, есть посвящения от частных лиц, декреты и почетные надписи, хронологически они охватывают период с IV века до нашей эры по II век нашей эры.
В римский период в Херсонесе, несмотря на проникновение в город новых религиозных представлений, значение Девы не упало, а даже возросло.
В декретах римского времени при перечислении должностных лиц, скрепивших документ своей печатью, на первом месте стоит богиня-царица Дева, печать с изображением которой, видимо, прикладывал к документу жрец Богини.
На доминирующую роль Девы в городском пантеоне вполне определенно указывают начальные и финальные клятвенные строки присяги граждан Херсонеса:
«Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями Олимпийскими и героями, кои владеют городом, областью и укреплениями херсонеситов…»
«О Зевс, и Гея, и Гелиос, и Дева, и Олимпийские боги!»
Обращение к Зевсу, Гее — Земле и Гелиосу — Солнцу, как к носителям высшей справедливости, блюстителям верности клятвы, является традиционной для греков клятвенной формулой, но в Херсонесе к их числу также добавлена богиня Дева. И её имя в присяге предшествует Олимпийским богам и героям, что указывает на преобладающее значение Девы в херсонесских культах.
На следующих фотографиях можно увидеть примеры посвятительных надписей богине Деве:
Статуэтки и рельефы с богиней Девой
В Херсонесе на протяжении почти всей античной эпохи изготавливались различные терракотовые статуэтки, но среди сохранившихся до наших дней доподлинно не удалось определить, какие именно из них изображали богиню Деву.
В некоторых святилищах тавров были найдены глиняные статуэтки очень схожие с терракотами из Херсонеса, вероятно, херсонеситы приносили глиняные женские статуэтки в ее храм и посвящали богине.
Также богиню Деву изображали на мраморных рельефах, но эти изображения тоже не достаточно четко передают ее образ.
Нумизматика Херсонеса — монеты с богиней Девой
Основным источником по изучению культа богини Девы в Херсонесе являются монеты с ее изображением, которых было и сохранилось достаточно много.
Зарождение монетной чеканки в Херсонесе относят к началу IV века до нашей эры. Богиня Дева фигурировала на монетах с самого начала и до конца III века нашей эры, затем ее изображения исчезают.
Наиболее ранней считают серию серебряных монет с профильным изображением головы Девы на лицевой стороне, рыбы и палицы — на оборотной.
С середины IV века до нашей эры появляются новые монетные типы с Девой, дающие возможность проследить развитие ее иконографического образа.
К этим монетным типам относится, например, монета с головой Девы на лицевой стороне и бодающим быком — на оборотной. Или с сидящей Девой со стрелой в руке и ланью возле нее на лицевой стороне и бодающим быком — на оборотной стороне.
Со второй половины II века до нашей эры Дева появляется на монетах в башенной короне, которая говорит о ее царственной ипостаси. Ее величают в эти времена богиней-царицей города.
Типичными атрибутами богини Девы на монетах были колчан со стрелами, лук и олень. Но если в начале или середине IV века Дева изображалась в спокойной, например, сидящей позе с ланью рядом с ней, то со временем в ее образе начинают доминировать черты воинственности — Дева фигурирует стоя с луком в руках или в стремительном движении убивающая оленя.
Такая тенденция развития образа Девы была обусловлена историческими событиями, происходившими в Херсонесе. Это были сложные для города времена, когда приходилось вести войны и для херсонеситов в условиях постоянной опасности Дева становится в первую очередь богиней-защитницей города и его владений.
Таким образом, таврская Богиня-мать, богиня-производительница и покровительница всего живого на земле, культ которой был больше близок к чему-то первобытному, в греческом Херсонесе превратилась в богиню Деву — первозданную, целомудренную царицу и защитницу города и его жителей.
Поделиться статьей: