Умай – Богиня-Мать тюркских и монгольских народов

Богиня-мать — главное женское божество во многих мифологиях, ее образ достаточно четко прослеживается в культурах древних народов, начиная от времен верхнего палеолита, то есть 35-40 тысяч лет назад. Богиня-мать почиталась как воплощение творческого начала природы, источника ее плодородия и изобилия.

Древние тюркские и монгольские народы не являлись исключением, в их пантеонах известно высокочтимое женское божество Умай (Ымай, Умайя, Ума, Омай, Отюкен, Отюкан). Ее монгольское имя Этуген (Итога, Итуге, Ирога).

В представлении древних тюркско-монгольских народов богиня Умай сочетала в себе небо и преисподнюю, девственность и старость, рождение и смерть. Богиня Умай выступала как высшее женское божество, которое покровительствовало всему тюркско-монгольскому народу. После раздробления древнетюркских государств богиня Умай стала рассматриваться только как богиня плодородия, покровительница рожениц и маленьких детей.

Тем не менее к Богине Умай до сих пор обращаются за защитой в трудных жизненных ситуациях, как к богине-роженице этого мира. А также и за благословением на рождение детей. Считается, под её особой защитой находятся новорождённые, она оберегает ребёнка примерно до шести лет, пока он эмоционально не встанет на ноги. Олицетворение женского начала отразилось и в самом имени Умай, оно означает чрево матери или матку.

Среди современных тюрко-монголов культ богини Умай встречается у киргизов, узбеков, казахов, алтайцев, шорцев, телеутов, хакасов, бурят, сибирских татар, тувинцев и др. Надо сказать, этот культ все больше принимает реликтовую форму. Тем не менее многие обряды и поверья прошлого сохранились, сейчас их уже не связывают с Богиней-матерью, но продолжают выполнять.

Образ божества матери-прародительницы Умай связывался одновременно с двумя основополагающими природными объектами – Землей и Солнцем. В качестве поклонения Земле выбирали саму землю, пещеры или горы, расщелины, овраги, деревья. То, чем была богата местность, на которой проживал народ. В качестве поклонения Солнцу бралось само солнце или огонь – домашний очаг.

Поклонение Земле

Обширная и плодородная поверхность земли отождествлялась с телом Богини-матери Умай. Поэтому к земле относились крайне уважительно, запрещалось рвать траву или цветы, копать землю острыми предметами и т. д. Эти представления зафиксированы в обрядниках различных тюркско-монгольских народов.

Считалось, что Богиня Умай заботится не только о людях, но и о деревьях, животных и птицах. Верили, что она дает «белой кобылице белоснежного жеребенка, черной вороне — крикливого вороненка, зеленой черемухе — сладкую черемушину».

Пещера в скале, Саянские горы, Аршан, Бурятия

Пещера в скале, Саянские горы, Аршан, Бурятия
Пещеры

Пещеры ассоциируются с женским детородных органом, их называли материнским лоном, в котором хранятся сульдэ, что значит душа или жизненная субстанция, будущих детей.

Считалось, что из «чрева» земли — пещеры, вышли первые люди и животные, она дала жизнь деревьям и травам.
Буряты, например, выбирали особенную пещеру и тщательно скрывали место нахождения этого сакрального для них места от посторонних глаз. На сегодня точно известно где расположены 3 сакральные пещеры различных бурятских народностей:

1. Камень-храм на острове Ольхон, озеро Байкал

Камень-храм на острове Ольхон, озеро Байкал

Камень-храм на острове Ольхон, озеро Байкал

2. Даян Дэрхи в аймаке Хувсгел, Монголия

3. Эхын Умай в Алханае Агинского БАО, Забайкалье

Функция испрашивания у пещеры сульдэ (души) ребенка хорошо сохранилась до наших дней. И сейчас бездетные женщины посещают, например, культовое место Алханай, которое представляет собой большой горный комплекс, где расположена сакральная пещера Эхын Умай. Женщине нужно влезть в эту небольшую пещеру и отщепить кусочек камня — душу или зародыш будущего ребенка. А после того как женщина рожает ребенка, она возвращается в Алханай к пещере и приносит что-то в знак благодарности богине Умай, в пещере можно увидеть детскую одежду, игрушки, свечи и т.п.

Пещера Эхын Умай в Алханае, Забайкалье

Пещера Эхын Умай в Алханае, Забайкалье

На сегодня также сохранилось представление о получении у пещер не только сульдэ ребенка, но и благодати в виде достатка, здоровья и т. д. Ведь богиня-мать плодородна всеми дарами этого мира. Поэтому пещеры посещаются и мужчинами, и женщинами у которых уже есть дети. В Алханае считается, что тот, кто проползет через пещеру Эхын Умай, тот станет здоровым, богатым и многодетным.

Существование подобных сакральных пещер известно также в Крыму. Предки крымских татар говорили, что «Богиня Умай охраняет колыбели с душами будущих детей, которые находятся в горной пещере, а пещеру охраняет Хозяин горы — белый как лунь Старец». Была ли это какая-то одна пещера или у каждого поселения или группы поселений были свои сакральные места доподлинно неизвестно. По одной из версий пещера Умай находилась в труднодоступных местах горного хребта Басман.

Крымские пещеры под Симферополем

Крымские пещеры под Симферополем
Береговая расщелина

Береговая расщелина также в силу своей формы, напоминающей женский детородный орган, у некоторых народностей являлась объектом поклонения Богини-Матери.

Раскол в скале на берегу Байкала

Раскол в скале на берегу Байкала

Овраг, остров Ольхон, Байкал

Овраг, остров Ольхон, Байкал

Береговые пещеры на острове Ольхон, БайкалБереговые пещеры на острове Ольхон, Байкал

Деревья

Еще одним способом поклонения богине-матери Умай являлось почитание деревьев. По этому обычаю, сульдэ человека связано с деревом, его называли Мать-Дерево. У одних народов это лиственница, у других береза. Сам ритуал мог отличаться у разных народностей, но суть его у всех одинаковая. Деревья были воплощением богини-матери и через поклонение какому-то конкретному дереву человек обращался к богине Умай с какой-то просьбой.

Современный ритуал повязывания ленточек на дерево для исполнения желаний

Современный ритуал повязывания ленточек на дерево для исполнения желаний

Опоясанные лентами деревья близ минерального источника, Аршан, Бурятия

Опоясанные лентами деревья близ минерального источника, Аршан, Бурятия

Береза мать-дерево в лесу, Аршан, Бурятия

Береза мать-дерево в лесу, Аршан, Бурятия

Священная лиственница на скале на берегу Байкала

Священная лиственница на скале на берегу Байкала

У бурятов, например, для ритуала выбирали молодое, крепкое дерево, опоясывали его полосой материи или лентой, зажигали лампадку и обходили несколько раз вокруг, излагая свои просьбы о рождении ребенка, долголетии или благополучии.

А у якутов и тувинцев почиталась обязательно лиственница, бездетная женщина расстилала у лиственницы белую конскую шкуру, становилась на нее и молилась, просила ниспослать детородие, мазала дерево маслом.

Как видно на фотографиях, ритуал повязывания материи на деревья жив и крайне распространен и по сей день. Он перекочевал в современный шаманизм, ленты завязывают на деревья в особых местах силы, как например, вокруг целительных источников и т.п. Так почитают духов местности, обращаются к ним со своими личными просьбами.

Ритуал почитания деревьев

Ритуал почитания деревьев
Горы

К культу матери-земли относится также почитание гор. Если народ проживал в горах или возле гор, то объектом поклонения земле становились горы. В горах проводились моления и обряды, а самую высокую гору называли Мать-Гора и ей приносились молебны с просьбой о благополучии и чадородии.

Для алтайцев, например, «горы и воды, леса и скалы, ущелья и долины, неразрывно связанные между собой одним оживляющим духом, и есть существо Алтай… изобилующий зверями богатый Алтай, дающий пищу богатый Алтай». А самая высокая гора Белуха считаемся местом обитания богини Умай. А у монголов такие горы – Хангай.

Саянские горы Тункинская долина Бурятия

Саянские горы, Тункинская долина, Бурятия

Гора Шаманка, Иркутская область

Гора Шаманка, село Шаманка, Иркутская область
Вода

Мать-река или Мать-озеро, как источник жизни, также занимает важное место в традициях поклонения Богине Умай. Она почиталась в форме воды, как носительницы потенциальных жизненных форм, которые могут обрести рождение в земном мире. Реки, протекающие на местности, или озера становились священными и около них проводились ритуалы.

Современная статуя Мать-река Кынгырга, Аршан, Бурятия

Современная статуя Мать-река Кынгырга, Аршан, Бурятия

Горная река Кынгырга, Аршан, Бурятия

Горная река Кынгырга, Аршан, Бурятия

Священное озеро Байкал

Священное озеро Байкал

Символом Умай, связанным с поклонением воде является ракушка каури. Эта раковина моллюска, напоминающая по своей форме женские гениталии, считалось, что в такой раковине живет плодородная сила. Ракушки каури использовали как женский оберег богини Умай, ими украшали волосы или одежду.

Ракушки каури

Ракушки каури

Ракушки каури в традиционных нарядах

Ракушки каури в традиционных нарядах

Поклонение Солнцу

В наше время Солнце принято связывать с мужской природой, а Луну с женской. Однако в древней тюркско-монгольской культуре было представление о Солнце как матери-прародительнице, оно упоминается как «золотая материнская утроба» или «материнский золотой орган».

Исследовательница, научный сотрудник института монголоведения Батоева Д.Б. в одной из своих работ пишет: «Таким образом, можно сказать, что свет в пещере — это и есть та самая сакральная субстанция солнечной природы (сульдэ), которая переходит из одной утробы (пещеры) в другую (женскую), вместилищем ее в данном случае является камень, но при этом следует отметить, что пещера не содержит, а хранит этот свет, т. е. защищает его до тех пор, пока он не вместится в материнскую утробу».

Поклонение солнцу и огню

Поклонение солнцу и огню

Солнце и проявление огня вообще, домашний очаг, например, или костер были объектом поклонения и почитания богини-матери Умай, наряду с ее земными образами – пещерами, горами и т.д. К огню относились трепетно и соблюдались различные поверья, как то, что нельзя тушить огонь водой, сидеть вытянув ноги к очагу, ворошить огонь ничем острым, поправлять угли ногой и т.п. Всякий раз перед едой совершали «угощение» огня. А отъезжая, огонь оставляли тлеющим.
В обращениях шаманов во время обрядов, проводимых для бездетных семей, звучит именно обращение к женскому образу: «Великий очаг огня, великая созидательница судьбы ниспошли от своих детей, множество которых прогибает огонь, выдели от своего богатства, несметность которого прогибает землю». Также во время свадебного обряда произносилось заклинание к женскому божеству огня.

Богиню Умай в ее солнечном аспекте также считали защитницей беременных женщин и маленьких детей. Защиту Умай выражали через такие символы как трезубец, лук и стрела, щит. Амулеты с защитными символами Умай подвешивали к кроватке ребенка с самого его рождения.

Амулет Умай в виде колчана с луком, трезубцем, стрелой и щитом для защиты новорожденного

Амулет в виде колчана с луком, трезубцем, стрелой и щитом для защиты новорожденного, Красноярский край

Образ богини Умай соединял в себе сферы небесную и земную. Мудрость древних впечатляет своей основополагающей простотой. Искры огня-солнца проникают в темные недра черной земли и зарождается жизнь. Без солнца земля бесплодна, а без земли «искре жизни» негде укорениться.

Когда мы создавали амулет энергии Матьма, то чисто интуитивно соединили черный и золотой цвета. У нас была визуализация символа плодородного материнского начала, как тонкой прозрачной золотой энергии в форме спирали, вращающейся внутри абсолютно черной субстанции. Исследуя культ Умай, я впервые встретила такую живую иллюстрацию, хорошо совпадающую с моим внутренним чувствованием.

Медитация на берегу Байкала

Медитация на берегу Байкала

Навигация

Следующая статья:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подписаться на новости
Отзывы
Отзыв о лечении

Сейчас моей малышке уже 3 месяца и я познала великолепие материнства – я так долго ждала этого момента, что уже отчаялась и усомнилась, что это наступит.

Посмотреть остальные

Бочарова Елена
г. Краснодар
Отзыв о Рейки

Результаты от работы с Рейки конечно удивительные, оказалось что чудеса всегда рядом, нужно только открыть глаза.
Дистанционная работа получается превосходно.

А в целом могу сказать, что жизнь моя развернулась в другую сторону и эти изменения мне нравятся!

Посмотреть остальные

Нивидимова Ольга
г.Иркутск
Отзыв о Матьма

Изменения есть и они значительны! Их даже замечают близкие мне люди.
Понимание и ощущение того, что я родилась женщиной приносит настоящее удовольствие и наслаждение)

С инициацией в Матьма появилось что то такое, что позволяет мне чувствовать и ощущать себя периодически матерью ВСЕМУ.
Особенно хорошо это действует на социум, если кто то из вне начинает раздражать, что то поднимается во мне, окутывает и меня и источник раздражения и это позволяет мне прибывать в безмятежной гармонии!

Посмотреть остальные

Котик Яна
г. Краснодар
Отзыв о Рейки

"Это ведь чудо, какое же счастье посмотреть с утра здорового ребенка!" - сказал наш врач. Каждая мама поймет какое это на самом деле счастье!!!

Не смотря на то, что страшный диагноз позади, я продолжаю каждый день делать дочери сеансы Рэйки. Возможно именно поэтому мы и не заметили как у доченьки резались зубки.

Посмотреть остальные

Долотова Надежда
г. Анапа
Отзыв о Кисточковом массаже

В какой-то момент просто теряешь связь с этим миром и проваливаешься то ли в сон, то ли в другую реальность))) Всплывают образы, звуки… Необыкновенно!!!

После сеанса в зеркале видишь сияющую кожу, сияющие глаза и испытываешь восторг — это я!!! Какая красавица!!! Новый взгляд, новые ощущения себя. Первые мои слова: «Хочу еще!!!» Олечка, спасибо огромное!

Посмотреть остальные

Тимошенко Ольга
г. Краснодар
Отзыв о Рейки

Забавно, что теперь моя дочь(ей уже 2 года), берет мою руку и прикладывает к нужному месту на своем теле, будто нуждаясь в целебном потоке...
здорово, что все мы забыли дорогу в аптеку (как раз 3 года назад, как только я прошла свое первое посвещение – совпадение?).

Мы переехали в дом, наши отношения с любимым становятся все более и более гармоничными..(и все положительные перемены стали происходить последние 3 года…- снова совпадение?) может быть… только я не перестану использовать рейки при любом удобном случае!

Посмотреть остальные

Быстрова Марина
г. Сочи
Отзыв о Кундалини Рейки

После лечила себя пять дней, и на пятый день ощутила прикосновение ладоней у себя на пятках. Я даже вздрогнула, но подумала, что задремала, и час меня не отпускало и по ногам шла энергия, ноги просто гудели. Придя на вторую ступень, узнаю, что это мастер приходит и через пятки посвящает, я была в восторге от того, что это со мной происходит!

Огромная благодарность Оле за Кундалини, за возможность изменить жизнь в лучшую сторону, за осознание старых убеждений и установок и видения мира по новому, другими глазами!

Посмотреть остальные

Мнеян Рузанна
г. Иркутск
Наши заряженные амулеты

Амулет на любовь

Амулет на деньги

Амулет смелости

Амулет здоровья

Амулет на удачу и достижения

Амулет целителя

Амулет оберег

Амулет на учебу

Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Самопознание.ру — всё о развитии человека и психологии в одном месте.

«Развитие Человека» - каталог ресурсов на сайте Лотоса.

Матьма.ру
+7 929 823-38-99
пн-вс | 10-22 (мск)

Все статьи авторские, перепост статей полностью или частично разрешен с условием размещения в конце статьи прямой индексируемой ссылки на страницу оригинальной статьи.

Яндекс.Метрика
© 2011-2017 Матьма.ру · Любить всецело · 350020, Россия, г. Краснодар, ул. Красная, 176-47